Пятница, 04.07.2025, 14:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Февраль 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2014 » Февраль » 13 » Профилактика и коррекция нарушений опорно-двига�
    10:16
     

    Профилактика и коррекция нарушений опорно-двига�

    Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата детей в условиях дошкольного учреждения

    Ключевые слова: опорно-двигательный аппарат, дошкольники, коррекция, ортопедический статус.

    Аннотация. В настоящее время отмечается рост заболеваемости у детей дошкольного возраста. Одно из первых мест занимают функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата. Целенаправленные занятия физическими упражнениями имеют исключительное значение для формирования опорно-двигательного аппарата детей.

    Контакт: vtv139@mail.ru

    Последние годы характеризуются увеличением объема учебной нагрузки в дошкольных образовательных учреждениях, что в значительной кого напряжения, связанного с поддержанием определенной позы, что влечет за собой нарушение опорно-двигательного аппарата [1].

    Многие исследователи [2, 3] отмечают, что большинство детей в настоящее время не получают с питанием необходимого количества основных минералов, влияющих на плотность костной ткани. Кальций вносит наибольший вклад в достижение пиковой костной массы, поэтому необходима его пищевая дотация. Однако, кроме минеральной коррекции питанием, улучшить фосфорно-кальциевый обмен возможно также с помощью физических упражнений. Целенаправленные занятия физическими упражнениями имеют исключительное значение для формирования опорно-двигательного аппарата детей [4].

    Цель исследования - мониторинг и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.

    В исследовании приняли участие 89 детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Экспериментальная группа включала 45 человек, занимающихся по предложенной методике коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата в режиме дня дошкольников. Методика коррекции деформаций опорно-двигательного аппарата у детей экспериментальной группы была основана на принципах адаптивной физической культуры. Реализация методики осуществлялась на занятиях по адаптивному физическому воспитанию, физической реабилитации и двигательной рекреации. Во всех компонентах АФК при проведении занятий учитывались анатомо-физиологические особенности детского организма, а также тип ортопедических деформаций: диспластический, метаболический или дисгармонический. При этом решались не только специфические кор-рекционные задачи, но также воспитательные, образовательные и оздоровительные, комплексно воздействующие на психомоторное состояние детей дошкольного возраста. Контрольная группа включала 44 человека, которые занимались по общепринятой программе физического воспитания.

    Для реализации поставленных задач был проведен анализ ортопедического статуса исследуемого контингента детей ДОУ № 139 и анализ содержания кальция в волосах по методу А. В. Скального, в лаборатории системной диагностики нарушений минерального обмена. Исследование показало, что целенаправленное использование двигательной активности с учетом имеющихся деформаций со стороны опорно-двигательного аппарата у детей, в условиях дошкольного учреждения является эффективным средством оздоровления и коррекции ортопедических нарушений.

    Состояние опорно-двигательного аппарата оценивалось по следующим показателям: асимметрия положения головы и надплечий, дефанс шейно-затылочных мышц, нарушение осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях, сколиотическая осанка, рахитическая деформация грудной клетки, О- или Х-образная деформация голеней, продольное или поперечное плоскостопие, «косой» или «скрученный таз», диастаз белой линии живота, рекурвация в суставах, длина нижних конечностей.

    Представленные показатели ортопедического статуса были распределены по трем группам (табл.).

    Комплекс корригирующих упражнений проводился в течение четырех месяцев в режиме дня дошкольников. Комплекс упражнений составлялся с учетом имеющихся деформаций со стороны опорно-двигательного аппарата, в зависимости от типа ортопедических нарушений: диспластического, метаболического или рахитического.

    Динамика показателей ортопедического статуса у детей контрольной и экспериментальной групп представлена на рисунке.

    По результатам исследований анализа состояния опорно-двигательного аппарата в процессе динамических наблюдений, у детей отмечалась тенденция к уменьшению асимметричного положения головы и надплечий в средней и старшей (4 - 6 лет) возрастных подгруппах экспериментальной группы.

    Отмечалось уменьшение асимметричного положения надплечий во всех возрастных подгруппах экспериментальной группы: в средней на 14%, старшей на 24%, подготовительной на 15%.

    У детей контрольных групп средней и старшей подгрупп положение головы и надплечий не имело существенных изменений в процессе динамических наблюдений.

    Асимметрия положения головы и надплечий имеет прямую корреляционную связь с нарушением осанки во фронтальной плоскости. Подтверждением служит уменьшение количества детей с нарушениями осанки во фронтальной плоскости, как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Однако в экспериментальной группе тенденция к снижению нарушений осанки во фронтальной плоскости более выражена, чем в контрольной группе.

    Таблица

    Группировка показателей ортопедического статуса дошкольников

    Типы ортопедических нарушений

    Показатели ортопедического статуса

    Р- включения

    1

    Диспластический

    Рекурвация в суставах

    65,8

    Гипермобильность позвоночника

    27,9

    Диастаз белой линии живота

    55,3

    Нарушение осанки в двух плоскостях

    34,5

    2

    Метаболический

    Деформация грудной клетки

    29,1

    Плоскостопие

    44,3

    О- или Х-образная деформация голеней

    18,5

    Нарушение осанки в сагиттальной плоскости

    29,4

    3

    Дисгармонический

    Асимметрия положения головы

    18,2

    Разновеликость ног

    26,3

    Деформация таза

    27,3

    Нарушение осанки во фронтальной плоскости

    15,2

    Рис. Динамика показателей опорно-двигательного аппарата у исследуемого контингента детей (%).

    Подобную тенденцию можно наблюдать и у детей контрольной и экспериментальной групп при оценке показателей нарушения осанки в сагиттальной плоскости. Нарушения осанки в сагиттальной плоскости у детей средней возрастной подгруппы экспериментальной группы уменьшились на 28%, в контрольной группе на 27%, у детей старшей возрастной подгруппы экспериментальной группы уменьшились на 8%, в контрольной группе осанка не изменилась и в подготовительной подгруппе, как в контрольной, так и в экспериментальной группах улучшения произошли на 26%.

    Рахитические проявления у детей дошкольного возраста характеризуются деформацией грудной клетки в виде развернутой нижней апертуры, Х-образной деформацией голеней и плосковальгусной деформацией стоп.

    В средней возрастной подгруппе показатели деформации грудной клетки у детей экспериментальной группы улучшились на 36% по сравнению с контрольной группой, где улучшения не наблюдалось; у детей экспериментальной группы старшей подгруппы улучшение произошло на 16%, в контрольной группе - без изменений и у детей экспериментальной группы подготовительной подгруппы улучшение произошло на 33% по сравнению с детьми контрольной группы, у которых также не выявлено улучшения состояния грудной клетки. При этом Х-образная деформация голени у детей экспериментальной группы средней возрастной подгруппы уменьшилась на 34%, старшей - на 8% и подготовительной на 15%.

    При исследовании детей как контрольной, так и экспериментальной групп выраженных изменений в показателях плоскостопия не выявлено. Данную тенденцию можно объяснить как периодом формирования продольного и поперечного сводов стоп, который продолжается до школьного возраста, так и отсутствием в нашей методике целенаправленных упражнений, направленных на формирование сводов стоп. Подобная картина прослеживается по характеристикам таза (косой, скрученный) у детей контрольной и экспериментальной групп всех возрастных подгрупп.

    Наличие рекурвации суставов (коленных, локтевых, лучезапястных) и диастаза белой линии живота свидетельствует о соединительнотканной дисплазии, поэтому существенной положительной динамики данных показателей у детей как контрольной, так и экспериментальной групп всех возрастных подгрупп не выявлено, так как синдром соединительной дисплазии в незначительной степени зависит от применения в методике средств физического воспитания и АФК, а в большей степени зависит от дефицита коллагенового комплекса.

    Заключение

    Анализ состояния опорно-двигательного аппарата у исследуемого контингента детей свидетельствует о том, что наиболее существенные сдвиги наблюдаются у детей экспериментальной группы. Особенно выраженная положительная динамика отмечается по следующим показателям: асимметричное положение головы и надплечий, нарушения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскости, рахитическая деформация грудной клетки. Незначительная динамика либо её отсутствие отмечается по показателям деформации таза, стоп, рекурвации суставов и диастаза белой линии живота. При этом, нами выявлено, что наибольший эффект наблюдается под влиянием применения предложенной методики коррекции опорно-двигательного аппарата, направленной на формирование навыка правильной осанки и создание мышечного корсета.

    Исходный уровень содержания кальция в волосах у детей регистрировал дефицит кальция у 95% детей. Через четыре месяца дефицит кальция отмечен только у 65% детей, то есть положительная динамика составила 30%.

    Проведенное исследование показало, что целенаправленное использование двигательной активности с учетом имеющихся деформаций со стороны опорно-двигательного аппарата у детей в условиях дошкольного учреждения является эффективным средством оздоровления и коррекции ортопедических нарушений.

    Литература

    1. Солодков А. С., Есина Е. И. Физическое и функциональное развитие детей дошкольного возраста Санкт-Петербурга // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - М., 1999. - № 1. -С. 12-15.
    2. Скальный А. В. Химические элементы в физиологии и экологии человека // учебное пособие. - М.: Оникс 21 век, 2о04. -215 с.
    3. Якубова И. Ш. Гигиеническое обоснование системы управления здоровьем детей в дошкольных образовательных учреждениях: дис. ... д-ра мед. наук. - СПб.: Нижний Новгород, 2001. - 255 с.
    4. Максимова Н. С. Формирование правильной осанки с помощью применения физических упражнений // Физическая культура дошкольников: сб. трудов всероссийской научно-практической конференции. - Волгоград: Изд-во ВГАФК, 2009. -С. 209 - 211.
    Просмотров: 407 | Добавил: knowley | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2025 | Бесплатный конструктор сайтовuCoz