Пятница, 04.07.2025, 10:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Февраль 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2014 » Февраль » 14 » ГИГИЕНА И ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
    04:21
     

    ГИГИЕНА И ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

    Ход и результаты физического и умственного развития каждого ребенка непосредственно влияют на состояние их здоровья и наоборот: стал здоровья влияет на конечный результат физического и умственного развития, обу умовлюе выбор приемов и методов общего и специального нагрузки, социально - психологического и физического воспитания.

    Понятие здоровья можно определить как оптимально уравновешенный естественное состояние организма, который находится в гармонии с окружающей средой и не имеет каких-либо болезней

    Здоровый состояние человека объективно определяется по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей Все эти показатели в определенной мере зависят от наследственности, возраста, пола, условий воспитания, климатических и географических условий жизненноя.

    С целью оценки состояния здоровья детей используются такие показатели, как общая заболеваемость, инфекционная заболеваемость, индекс здоровья, процент кто длительно и часто болеющих, распространенность во и структура заболеваемости, процент лиц с нормальным физическим развитием и лиц, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии; распределения детей по группам здоровья.

    Интегральную характеристику заболеваемости детей разного возраста и пола, как альтернативы здорового состояния, дают показатели общей заболеваемости, которая учитывает распространенность всех возможных заболеваний ь, как острого так и хронического характера среди детского населения определенного региона (района, города, государства) за определенный период времени Эти данные получают на основании анализа обращений за медицинской помощью (по записям врачей в медицинских карточках), или на основании обработки результатов массовых медицинских осмотров детей и подросткив.

    Общая заболеваемость формируется многими факторами, среди которых с и общий уровень здоровья населения (в том числе генетическое здоровье), социальные, экологические, санитарно - гигиенические и даже ор рганизацийни факторы Кроме того, общая заболеваемость имеет возрастные и половые особенности и зависит от качества воспитания (в том числе физического), от соблюдения здорового образа жизни, от особистог в сознательного отношения каждого человека к своему здоровью 'я.

    Существующие социально-экономические проблемы современного украинского общества, вместе с морально-психологической кризисом в сознании широких слоев населения, привели к расцвету нездоровых тенденций в отнош нарушениями людей к своему здоровью, к здоровью своих потомков Злоупотребление алкоголя, курение, наркомания стали очень распространенными даже среди школьников, в том числе среди младших школьников как парней так и д ивчат За последние 15 лет Украина достигла рекордной скорости распространения синдрома приобретенного имуннодефициту (СПИДа) и с 2002 г занимает четвертое место в мире по количеству больных этим заболеванием В Украине воцарились туберкулез, онкологические болезни, сердечно-сосудистые заболевания По данным литературы (О В Антоник, Е Антоник, 2004; И П Антоник, Е Антоник, 2006; В Г Грибан, 2005, и др.), сере дня продолжительность жизни людей в Украине за период 1992 - 2003 годов уменьшилась на 5 лет и теперь не превышает 67 лет (в Днепропетровской области - 59 лет) Среди выпускников современных школ значительно змея ншився процент здоровых детей, а уровень физического развития у большинства из них оценивается преимущественно как \"низкий\" и \"ниже среднего\" Еще более неутешительные данные приводит А О Дробинська (2003) согласно яки х среди современных детей больше 45% имеют хронические болезни, травмы или пороки развития Среди причин этого является как генетически обусловленные, так и такие, которые связаны с нездоровым образом жизни родителей, или прямым действием негативных экологических факторов среды факторів середовища.

    Проведенные авторами пособия исследования общей заболеваемости школьников Кривого Рога за 1997-2002 годы на базе 4-х общеобразовательных Саксаганского района (СШ № 19, 91, 107 и 120) говорят о том, щ что в среднем за год наибольшая частота заболеваемости имеет место у детей первого класса (табл. 18) Полученные данные также указывают, что каждый мальчик, или девочка 6-7 лет болеют за год более 2-х случае в В 2-3 классах частота заболеваний уменьшается до 1,09-1,35 раза Наименьшая частота заболеваний в 5-6 классах, а начиная с 7 класса снова растет Особой разницы в частоте заболеваний ребят не обнаружено Количество случаев заболеваний на 1000 человек обследованных за весь школьный период для всех школьников (за исключением ребят 5 класса) преувеличуільшує

    Таблица 18

    Показатели общей заболеваемости школьников 1 -9 классов школ Кривого Рога (средние данные за 1997-2002 РРГ)

    Показники загальної захворюваності школярів 1 -9 класів шкіл Кривого Рогу

    1000, свидетельствует о том, что примерно 1/3 всех детей болеет за год два и более раз Результаты анализа распространенности различных форм заболеваний среди современных школьников приведены в табл 19 (crop 225 5-226) Анализ этих результатов показывает, что наиболее распространенными болезнями у детей как младшего, так и старшего школьного возраста являются болезни органов дыхания и, в основном, острые респираторно-вирусные инфекционных ее (ОРВИ), грипп и ангины, что свидетельствует о ослаблены иммунные силы организма детей На втором месте, как у парней так и у девушек, болезни костно-мышечной системы Далее идут инфекционные и паразитарные болезни Достаточно распространены среди детей Кривого Рога психические расстройства, эндокринные и аллергические заболевания, болезни нервной системы и органов чувств С возрастом является тенденция увеличения количества больному об органов пищеварения, органов выделения и половых органов (особенно среди юношей) Большое беспокойство вызывают данные о количестве детей (особенно 1-3 классов), дающих положительную реакцию Манту на туберкулемберкульоз.

    В табл 20 (см. cтop 227) приведены сравнительные данные о ранговое место распространенности отдельных форм заболеваний среди детей в динамике 1990-2001 pp

    Результаты свидетельствуют, что за период наблюдений в структуре заболеваний детей произошли значительные изменения Современные Дети, особенно мальчики младшего и среднего школьного возраста (в отличие от своих сверстников ей 90-х лет), чаще всего болеют не только болезнями органов дыхания, но и болезнями костно-мышечной системы, болезнями нервной системы и органов чувств, болезнями органов пищеварения, а сэр ед ребят старших классов на третье место среди всех болезней вышли болезни мочеполовой системы, а на второе - инфекционные и паразитарные болезнии.

    Среди современных девочек младшего и среднего школьного возраста распространились заболевания органов пищеварения и болезни нервной системы и органов чувств У девушек старшего школьного возраста на второе место вийш шли болезни органов пищеварения, а на третье - заболевания костно-мышечной системы Приведенная информация, вместе с результатами анкетного опроса учащихся, свидетельствует, что характер изменений структуры заболеваний ь современных школьников может в значительной степени быть обусловлен тем, что не-хтуються гигиенические требования к физическому воспитанию и организации работти

    Окончание табл 19

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 X. Болезни органов дыхания (J 00-j 99) 1-13 0,3-06 0,3-04 0,2-07 11-13 0,4-07 0,3-05 0,3-04 том числе: ОРВИ, грипп ангини 0,8-09 0,4-05 0,2-03 0,2 ??- 04 0,9 0,3-05 0,2-03 0,2-0,28 бронхитов, пневмонийя 0,1 0,05-0,15 0,07-0,08 0,07-0,25 0,2-04 0,1-02 0,08-01 0,1-0,18 XI. Болезни пищеварения (К 00-К 93) 00,1 0,03 0,08-0,15 0,02-01 0,1 0,05-01 0,04-0,08 0,04-0,12 XII. Болезни кожи (L00-L99) 0,1 0,03 0,04-0,06 0,01-004 0,1 0,03-0,05 0,04 001 XIII. Болезни костно- мышечной системы (М 00-М 99) 0,3 006-0,15 0,04-02 0,04-0,08 0,2-03 0,1-0,15 0,04-0,08 0,04-012 XIV. Болезни мочеполовой системы (N 00-N 99) 0 0,02-0,03 0,02-0,14 0,04-01 0,1 0,05-01 0,02-0,04 0,04-0,04 XIX. Травмы и отравления (S00-T98) 0 0,02-0,15 0,02-0,04 0,04 0 0,02-0,05 0,02-0,03 0,02-0,06 XX. Инфицированные на туберкулемз 0,2 0,1 0,08 0,04 0,3 0,09 0,05 0,06

    Таблица 20

    Ранговое место распространения отдельных форм заболеваемости среди детей разного пола и

    возраста (1990 p-по данным И Д Дубинской; 2001 г - собственные данные)

    Стать Возрастная группа, Рокив 6-10 11-13 14-16 1990 г. 2001 г. 1990 г. 2001 г. 1990 г. 2001 г. ребяті І Болезни дыханияя Болезни органов дыханияя Болезни органов дыханияя Болезни органов дыханияя Болезни органов дыханияя Болезни органов дыханияя II Инфекционные болезнейи Болезни нервной системы и органов чувствя Травмы и отравлениия Болезни костно- мышечной системи Травмы и отравлениия Инфекционные болезнейи III Болезни органов пищеваренияя Болезни костно- мышечной системи Болезни нервной системы и органов чувствя Болезни органов пищеваренияя Болезни нервной системы и органов чувствя Болезни мочеполовой системи Девушека І Болезни органов дыханияя Болезни органов дыханияя Болезни органов дыханияя Болезни органов дыханияя Болезни органов дыханияя Болезни органов дыханияя ІІ Инфекционные болезнейи Инфекционные болезнейи Травмы и отравлениия Болезни нервной системы и органов чувствя Травмы и отравлениия Болезни органов пищеваренияя ИИІ Аллергические болезнейи Болезни нервной системы и органов чувствя Болезни нервной системы и органов чувствя Болезни органов пищеваренияя Болезни нервной системы и органов чувствя Болезни костно- мышечной системи

    в школе, требования к личной гигиене и гигиене пищеварения, а также с факторами недостаточного питания и склонности школьников к вредным привычкам (курение, употребление алкоголя, ранних половых отношений ков и др.), которые распространились именно среди современных школьниковв.

    В практической деятельности педагогов, в том числе воспитателей физической культуры, важное значение имеет владение экспресс-методами оценки состояния соматического здоровья я детей, или оценки их физического развития ку С этой целью целесообразно прежде всего оценивать адаптационный потенциал организма, например, по методу, предложенному P М Баевскому с соавт (1988) Согласно этой методики, наиболее чувствительным индикатор ом адаптации организма является состояние системы кровообращения Именно кровеносная система наиболее чувствительно реагирует на изменение приспособительных возможностей организма, на развитие и протекание защитных реакций Известно, что пе рехид от состояния здоровья к болезни, от нормы к патологии является процессом постепенного снижения степени адаптации организма к условиям окружающей среды (снижением адаптационного потенциала) При этом вид иляють четыре уровня состояния адаптации или уровня здоровьядоров'я:

    1 Удовлетворительное адаптация организма к условиям окружающей среды при сохранении высоких функциональных возможностей организма

    2 Напряжение адаптационных механизмов, когда адаптационные функциональные возможности обеспечиваются мобилизацией функциональных резервов

    3 Неудовлетворительная адаптация при пониженных функциональным возможностям

    4 Срыв адаптации, сопровождается значительным снижением функциональных возможностей и угрозой развития патологии

    Уровень адаптационного потенциала в каждый момент времени можно рассчитывать по формуле, предложенной В Г Грибан (2005):

    Фактическое значение показателей, полученных при определении состояния здоровья детей, можно оценивать по критериям, предложенные Г Л Апанасенко с соавт (1998) и представлены в табл 21 Общий виснов ок об уровне состояния физического развития (или соматического здоровья) каждого конкретного обследованной ребенка делают на основании суммирования оценочных баллов по всем рекомендованным показателям Дети, которые достигают в своем развитии только \"низкого\" или \"ниже среднего\" уровня развития требуют пристального внимания родителей и воспитателей Для таких детей особенно целесообразно проводить профилактические и оздоровительные мероприятия и рекомендовать общие физические тренировки Кроме указанных выше показателей физического развития детей следует использовать другие, в зависимости от цели оценки, могут давать дополнительную полезную информацию о состоянии физического развития К таким показателям относятсяносяться:

    организующих занятия по физическому воспитанию, либо привлекая детей к физическому труду необходимо обязательно учитывать фактическое состояние их здоровья и развития В связи с этим и используя рекомендации А А Г Хрипкова с соавт (1990), всех детей условно можно разделить на пять групп здоровьяв'я:

    I группа здоровья - это здоровые дети и подростки с нормальным ро развитием и нормальным уровнем функций, которые не имеют острых или хронических болезней По критериям таблицы 21 имеют средний и высший балл оценки состояния здоровья Такие дети могут привлекаться к физически активной деятельности без ограничений, но с учетом возрастных возостей.

    II группа здоровья - это практически здоровые дети и подростки, имеющие не значительные функциональные или морфологические отклонения развития, имеют ослабленный уровень иммунной защиты, или не существенные хронические з хворювання К физически активной деятельности такие дети могут привлекаться без ограничений, но с учетом не только возрастных, но и индивидуальных особенностей развития Такие дети нуждаются в специальных трени тельных занятий или занятий, закаляют и после оздоровления могут быть переведены в первую группу здоровья'я.

    III группа здоровья - это дети и подростки имеющие хронические болезни в состоянии компенсации, и ограниченные функциональные возможности К этой же группе временно относят детей I и II групп здоровья во

    время острого заболевания, а также в первые 10-15 суток после перенесенных острых заболеваний, в том числе инфекционного характера (после коре, скарлатины, гриппа, ангины и т.д.) Такие дети с ограниченностью к опускаются к физическим нагрузкам, или вовсе от них временно освобождаются (по показаниям) Для таких детей целесообразно проводить специальные оздоровительные занятия (упражнения) по физической культурри.

    IV группа здоровья - это дети и подростки с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации и с пониженными функциональными возможностями Такие дети к физически активной деятельности не допускаются, позволяет яються только дозированные лечебно-оздоровительные физические нагрузки, выяснены с врачом, или те, которые осуществляются под контролем медицинских работниковв.

    V группа здоровья - это дети с существенными недостатками развития (инвалиды), которые к общим физически активных действий не должны привлекаться Отклонения в физическом развитии, а также хронические и острые заболевания я, нарушение остроты зрения или слуха значительно влияют на активность и работоспособность детей как при умственной, так и при физическом труде Об этом обязательно следует помнить при организации учебного о процесса, особенно на уроках физической культуры, трудового воспитания и иін.

    Так, например, дети, имеющие хронические или перенесших острые нервные заболевания, страдающих эндокринные расстройства, неуравновешенный психическое состояние, которым присуща анемия (уменьшено количество эры итроцитив в крови) отличаются низкой или крайне неуравновешенной умственным работоспособностью Уменьшенную работоспособность имеют также дети, больные ревматизмом, осложнениями которого могут быть по движения в нервной системе (хорея), в работе сердечно-сосудистой системы и даже эндокринные расстройства, особенно со стороны надпочечников и половых желез Именно дети, больные ревматизмом, зачастую нуждаются освобождения от занятий физической культурой В результате у таких детей могут развиваться хронические болезни сердца, сосудов, суставов У них также может наблюдаться отставание в развитии мышечной системы, м ожуть формироваться низкие функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, может ослабляться общая иммунная активность Учитывая, что среди современных детей достаточно распространены именно ревматы ские заболевания, то перед учителями, особенно преподавателями физической культуры, стоит ответственная задача оздоровления таких детей, в том числе путем формирования (вместе с врачами) специальных групп с доров, путем подбора лечебно-оздоровительных физических упражнений, путем обучения больных детей специальным приемам утренней гимнастики и оздоровительного закаливаниявання.

    Учителям следует также помнить, что всякое заболевание детей, даже не длительное, отрицательно влияет почти на все функции организма, подавляет состояние нервной системы, уменьшает умственную и физическую трудоспособного ность, ухудшает функциональное состояние Эти явления проявляются не только во время болезни, но и в течение определенного периода во время выздоровления Продолжительность восстановительного периода после перенесенной болезни зависимость ить от форм и тяжести самой болезни, а также от личного характера ее прохождения, от общего состояния здоровья и физического развития каждого конкретного ребенка В табл 22 приведены данные о ориент Ован длительность сроков недопуска школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом после различных перенесенных ими, наиболее распространенных, острых заболеваний и травм (без инвалидностисті).

    В случаях, когда состояние здоровья субъективно оценить трудно, имеющейся проявляются признаки осложнений после перенесенной болезни, то вопрос о допуске к занятиям физической культурой детей, пере ехворилы, решается на основе решений объективной медицинской экспертиз.

    Существует также перечень заболеваний, при наличии которых вообще противопоказано любое физическое тренировки В таких противопоказаний, по рекомендациям Е Бобрицкого (2000), относятся:

    * все заболевания в острой форме или во время обострения;

    * злокачественные новообразования;

    * тяжелые органические заболевания центральной нервной системы;

    * болезни сердечно-сосудистой системы (аневризма сердца и крупных сосудов, ишемическая болезнь сердца с частыми приступами стенокардии, перенесенный инфаркт миокарда (до 6 месяцев после него), недостаточность крово ообигу, некоторые нарушения ритма сердца (мерцательная аритмия, полная АВ-блокада), гипертония II-III степени)

    * заболевания печени и почек с явлениями недостаточной функции;

    Таблица 22

    Сроки возобновления занятий по физкультуре и трудового воспитания школьников после перенесенных острых заболеваний и травм (по А Г Хрипкова, 1990) 1

    Название перенесенной болезнии Продолжительность освобождения от физически активных занятий после окончания острого периода (прихода в школу) предупреждениюя Ангина 3-4 неді Избегать переохлаждений: сократить пребывание на улице зимой, исключить плавания, исключить активные Игрища на воздухе (футбол, волейбол и т д) Бронхит, острое респираторное заболевание (ОРЗ) 1 -3 неді Острый Отыт 2-4 неді пневмонийя 1 -2 неді плеврыт 1 -2 месяці Игрып 2-4 неді Допуск с разрешения врачив острое инфекционное заболеваниея 1 -2 месяці Острый нефрот 2 месяцаі Гепатит инфекционнаяй 8-12 месяцав Аппендицит (после операции) 1 -2 месяці Перелом костей кинцивок 1-3 месяці Целесообразна лечебная гимнастика Растяжение Связываниек 2-6 месяцав Вивернення суставев 3-6 месяцав Травмы мягких тканин 1-3 неді сотрясение мозгау 2-12 месяцев и болеее Допуск с разрешения врачив

    • болезни органов дыхания: бронхиальная астма с тяжелым течением, тяжелые формы бронхоэктатической болезни;

    болезни эндокринной системы с выраженным нарушением функции сосудов и болевым синдромом;

    • тромбофлебит и частые кровотечения любой этиологии;

    • глаукома

    Указанные нормативы допускается применять только для детей I и II группы здоровья, для детей III-IV группы здоровья допуск к физически активных занятий предоставляют только лекарственные учреждения

    Просмотров: 130 | Добавил: knowley | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2025 | Бесплатный конструктор сайтовuCoz