Четверг, 03.07.2025, 22:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Февраль 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2014 » Февраль » 19 » Формирование здоровья детей вынужденных пересел
    12:52
     

    Формирование здоровья детей вынужденных пересел

    В пятой главе на основании данных корреляционного анализа был выделен ряд микросоциальных факторов наиболее характерных для обследуемых детей I – III групп здоровья. Количество значимых признаков по каждой группе здоровья было значительно. В связи с эти проведение многофакторного корреляционного анализа представляется проблематичным, так как вероятность растворения диагностически значимого класса, за счет его разбиения возрастает с увеличением числа анализируемых взаимно коррелирующих качественных признаков. Следовательно, возникает необходимость объединения изучаемых признаков в несколько групп. Оценив информативность и диагностическую ценность каждого классифицирующего признака можно присвоить каждому из них определенный балл, а значит, и свести исследуемые качественные признаки в количественные. Графическое отображение n-мерного пространства признаков затруднено, в связи с эти мы остановились на двумерных моделях, объединив все значимые микросоциальные признаки в два показателя "напряженность внутрисемейных микросоциальных трансакций" и "напряженность внесемейных микросоциальных трансакций".

    Однако, при построении двумерного пространства признаков данных показателей мы столкнулись с проблемой разделения двух первых групп микросоциального здоровья, так как положение облаков относительно оси напряженности внесемейных микросоциальных трансакций было одинаково, а в интервале 0
    Математический анализ полученных данных и построение дерева классификации позволил выявить три группы микросоциального здоровья и четыре группы психологического здоровья детей. Критерии отнесения ребенка в одну из групп микросоциального и психологического здоровья переставлены в табл. 1, 2.

    Итогом проведенной работы явилась таблица взаимной детерминированности уровня соматического, микросоциального и психологического здоровья (табл. 3).

    Таким образом, имея трехкомпонентную модель оценки уровня здоровья ребенка можно более достоверно оценить динамику адаптационных процессов, происходящих в организме ребенка, прибывшего из зоны осложненной ЧС более 5 лет назад.

    Таблица 1

    Критерии микросоциальной составляющей здоровья

    Критерий

    Группа "микросоциального" здоровья

    I

    II

    III

    Соответствие внутрисемейному микросоциальному окружению

    Полное

    Полное

    Частичное или отсутствует

    Соответствие внесемейному микросоциальному окружению

    Полное

    Частичное

    Отсутствует

    Частота конфликтов с окружающими

    До 1 – 2 раз в мес.

    До 2 раз в неделю

    Более 2 раз в неделю

    Преобладающая реакция на фрустрацию / конфликт

    Поиск конструктивного решения конфликта

    Агрессивная или истерикоподобная реакция

    Девиантное поведение

    Нет

    Да

    Да (демонстративное)


    Таблица 2

    Критерии психологической составляющей здоровья

    Критерий

    Группа психологического здоровья





    II

    III

    Выраженность акцентуации характера

    Скрытая акцентуация характера

    Явная акцентуация

    Резко выраженная до психопатии

    Наличие ВЛК

    Нет

    Слабо выраженные

    Умеренно выраженные

    Резко выраженные

    Уровень личностной тревожности

    Низкий

    Средний

    Высокий

    Наличие фрустрации

    Нет

    Не более одного фрустрирующего фактора

    Несколько фрустрирующих факторов

    Наличие депривации

    Нет

    Нет

    Да

    Да

    BMI


    >5

    Любой

    Таблица 3

    Взаимная детерминированность микросоциального, психологического и соматического уровней здоровья




    Психологическое здоровье

    I группа

    II группа

    III группа

    Микросоциальное здоровье



    группа

    1

    1

    1

    1

    1

    2

    -

    -

    -

    1

    1

    1

    1

    1

    2

    -

    -

    -

    1

    1

    2

    1

    2

    2

    -

    -

    -



    группа

    1

    1

    2

    1

    2

    2

    2

    2

    2

    1

    1

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    1

    2

    2

    2

    2

    3

    3

    2

    2

    II

    группа

    2

    2

    2

    2

    2

    3

    3

    3

    2

    2

    2

    2

    2

    3

    3

    3

    3

    3

    2

    2

    2

    2

    3

    3

    3

    3

    4

    III

    группа

    -

    -

    -

    2

    3

    3

    3

    4

    4

    -

    -

    -

    2

    3

    3

    4

    4

    5

    -

    -

    -

    2

    3

    4

    4

    5

    5

    В шестой главе рассматривается десятилетняя динамика уровня здоровья детей, оказавшихся в возрасте 3 – 5 лет в зоне осложненной чрезвычайной ситуации. Под наблюдением в течении 10 лет находились 117 детей обоего пола I-II группы здоровья, оказавшиеся в возрасте 3 – 5 лет в зоне осложненной чрезвычайной ситуации (территория республики Чечня и Дагестан). Обязательным условием отбора этих детей было отсутствие непосредственного воздействия боевых действий на организм ребенка, отсутствие у них психологических травм. После миграции из зоны осложненной ЧС эти дети постоянно находились на территории Центральной России (г. Тверь) и не подвергались воздействию других социальных катастроф.

    Длительное пребывание ребенка в зоне осложненной ЧС ведет к значительному снижению темпов физического развития и уровня резистентности индивидуума, зачастую физическое развитие остается гармоничным, и лишь при значительной потере массы тела дисгармоничным.

    По нашим данным в первые месяцы после прибытия ребенка из зоны осложненной ЧС данная тенденция сохраняется, развивается ПТСР. Именно в этот период ребенку проводятся основные реабилитационные мероприятия, ребенок находится на диспансерном учете в группе "наблюдения". Необходимо отметить, что помимо ПТСР ребенок находится в состоянии социальной депривации за счет потери имущества. Следует учитывать, что чем старше ребенок, тем сильнее воздействие данного фактора

    К концу первого года после прибытия ребенка из зоны осложненной ЧС наблюдается восстановление, а чаще ускорение темпов роста и развития организма ребенка; физическое развитие зачастую дисгармоничное или резко дисгармоничное (рис. 1). Однако на фоне повышения уровня резистентности организма ребенка и улучшения его функциональных резервов происходит кажущееся повышения уровня здоровья. Учитывая, что на данный период приходится максимум оздоровительных мероприятий, складывающаяся ситуация рассматривается участковым педиатром как положительная динамика уровня здоровья и ребенок переводится в I группу здоровья. Не стоит забывать, что детский организм более устойчив к воздействию психологического стресса и более восприимчив к психокоррекционному лечебному воздействию, а, следовательно, исчезновение видимых проявлений ПТСР у ребенка происходит значительно раньше, чем у взрослых членов его семьи. По достижении стойкого улучшения коррекция ПТСР завершается, и ребенок возвращается в семью, где проявления ПТСР у взрослых еще в самом разгаре.

    В течении второго года после прибытия ребенка из зоны осложненной ЧС происходит стабилизация динамики и темпов роста и развития организма ребенка, гармоничности физического развития. жУровень резистентности стабилизируется на средних и высоких значениях, функциональные резервы организма значительно восстанавливаются. Ребенок исключается из группы повышенного наблюдения, дальнейшая диспансеризация проводится так же как и с представителями коренного населения. Именно в этот период, происходит компенсаторное превалирование внесемейной социализации, начинают формироваться новые стереотипы поведения. В то же время, ребенок испытывает нарастающие трудности в общении со сверстниками – слабое знание языка, незнание морально-этических норм поведения на данной территории, особенностей межполовых и межвозрастных взаимоотношений, несоответствие имеющихся стереотипов поведения новой жизненной ситуации. Все это ведет к постоянному ограничению ребенка в общении, т.е. является, по сути, этно-культуральной депривацией.



    Рис. 1. Формирование снижения уровня здоровья у детей, прибывших из зоны осложненной ЧС.



    В зависимости от исходного стереотипа поведения ребенка в конфликтной ситуации, особенностей его психологических черт и характера воспитания происходит формирование выраженных внутриличностных конфликтов экспансивной или пассивной направленности. Хотелось бы отметить, что для большинства обследованных нами вынужденных переселенцев неславянской национальности были характерны именно экспансивные стереотипы поведения, повышенная конфликтность со сверстниками. В этот период происходит компенсаторное превалирование внутрисемейной социализации.

    Через пять лет после прибытия ребенка из зоны осложненной ЧС ребенок соматически не отличается от своих сверстников, а иногда и превосходит их по ряду функциональных показателей и уровню резистентности. Однако, именно на этот период, в норме, приходится пик внесемейной социализации. А, учитывая, что ребенок находится в состоянии этно-культуральной депривации назревает выраженный внутриличностный конфликт. При отсутствии адекватной психологической помощи у ребенка происходит либо формирование интровертивного поведения с дальнейшим развитием пограничных психических расстройств, либо формирование моноэтнических групп по семейному принципу. В данном случае несколько детей неславянской национальности начинают социализироваться за счет отрицательного девиантного, а, в большинстве случаев, и делинквентного поведения; сплоченная по этническому признаку группа детей начинает терроризировать всю школу – налицо этно-культуральное девиантное поведение.

    Следует подчеркнуть, что не всегда этно-культуральное девиантное поведение носит негативный характер. Если в момент формирования моноэтнической группы находится лидер (не всегда им должен быть ребенок), способный направить энергию детей в позитивное русло, то возможно как нейтральное, так и позитивное этно-культуральное девиантное поведение: секции народного декоративно-прикладного искусства, народного творчества, народного танца, военно-исторические секции и клубы исторического моделирования. Однако, при отсутствии адекватного контроля за деятельностью спортивных и военно-исторических секций возможно формирование негативных вариантов этно-культурального девиантного поведения.

    Таким образом, через 5 лет после прибытия ребенка из зоны осложненной ЧС создается парадоксальная ситуация: с одной стороны ребенок соматически здоров, а, по некоторым показателям уровня здоровья, даже превосходит представителей коренного населения, с другой стороны имеется выраженный микросоциальный и психологический диссонанс, формируются выраженные внутриличностные конфликты дефицитарного характера. Следовательно, создаются все условия для формирования большинства психосоматических заболеваний. Именно в этот период психологическая и социальная коррекция даст максимальный эффект.

    Через десять лет после прибытия ребенка из зоны осложненной ЧС продолжается дальнейшая реализация негативных тенденций формирования здоровья вынужденного переселенца. По нашим данным все 117 детей имели выраженный метаболический дисбаланс: увеличение концентрации общих липидов и ацилгидроперикисей в конденсате выдыхаемого воздуха свыше 30% возрастной нормы, почти двукратное увеличение концентрации кальция, увеличение концентрации калия и лактата свыше 25% от возрастной нормы, снижение концентрации магния на 15% от возрастной нормы и концентрации натрия на 10% от возрастной нормы, что позволило отнести их в группу высокого риска по снижению уровня здоровья до III группы здоровья.

    Более 90% обследованных детей в этот период имеют те или иные функциональные отклонения психосоматической этиологии – синдром вегетативной дистонии легкой степени выраженности клинических проявлений встречался у 29,22% обследованных, средней и тяжелой степени – у 61,7% переселенцев. Характерным является двукратное увеличение частоты ДЖВП, как маркера высокого риска снижения уровня здоровья до III группы (+15 баллов по Ю.А.Алексеевой, 2004). Для этих детей более характерна ваготония и асимпатическая вегетативная реактивность, что так же является маркером снижение уровня здоровья до III группы.

    Одновременно происходит усугубление психологического дисбаланса, вплоть до развития ППР; для данного периода характерно появление замкнутости и немотивированной агрессии против коренного населения, что особенно опасно при формировании этнического анклава или моноэтнической группы.

    Следует подчеркнуть, что все обследованные в этот период переселенцы имени I-II группу здоровья, проходили диспансеризацию по обычной схеме и не участвовали в оздоровительных мероприятия по месту жительства или учебы. Таким образом, несмотря на кажущееся благополучие, через 10 лет после пребывания в зоне осложненной чрезвычайной ситуации практически все дети являются угрожаемыми по риску формирования хронической патологии (высокая группа риска по переходу из II в III группу здоровья). У этой категории детей наблюдаются негативные сдвиги как уровня микросоциального, так психологического здоровья, сопровождающиеся стойкими изменениями на метаболическом уровне.

    В связи с вышеизложенным представляется наиболее целесообразным не только продолжить психокоррекционную и социальную работу с данными детьми в течении первых десяти лет пребывания ребенка на новом месте жительства, но и изменить нормативную базу по диспансеризации данной категории населения. А именно, дополнить схему комплексной оценки уровня здоровья ребенка оценкой уровня микросоциального и психологического здоровья в соответствии с предложенными критериями, выделить в отдельную диспансерную группу детей и детей, прибывших из зоны осложненной чрезвычайной ситуации. Необходимо подчеркнуть, что работа социального работника и школьного психолога не должна заканчиваться через 2 года после выезда ребенка из зоны осложненной ЧС. Необходимо принять меры по интенсивной ассимиляции данной категории детей и детей на новом месте жительства.

    Седьмая глава посвящена разработке схемы диагностических и лечебно-оздоровительных мероприятий для детей прибывших из зоны осложненной ЧС. Необходимо подчеркнуть, что приводимая ниже схема не должна использоваться для детей получивших соматические повреждения или подвергшихся насилию в ходе пребывания, в зоне осложненной ЧС – для этой категории детей существуют уже давно разработанные схемы реабилитации.

    Всю оздоровительную работу с детьми, прибывшими из зоны осложненной ЧС можно разделить на три этапа:

    I этап – работа в лагере временного пребывания перемещенных лиц;

    II этап – работа в оздоровительных и лечебных учреждениях в течении первого года после пребывания в зоне ОЧС;

    III этап – работа по новому месту жительства ребенка через год после пребывания в зоне ОЧС.

    Соответственно, на каждом этапе существует своя схема диагностических мероприятий – табл. 4.

    Таблица 4

    Рейтинговая схема проведения диагностических мероприятий для детей, прибывших из зоны осложненной чрезвычайной ситуации

    Мероприятие

    Этапы оздоровительных мероприятий

    I этап

    II этап

    III этап

    - оценка уровня социальной адаптации

    +

    +++

    ++

    - патохарактерологическое обследование

    +

    ++

    ++

    - выявление внутриличностных конфликтов

    -

    +

    +++

    - выявление межличностных конфликтов

    -

    +++

    ++

    - оценка уровня тревожности

    ++

    -

    +++

    - проективное исследование фрустрации по Розенцвейгу

    -

    +

    ++

    - оценка уровня физического развития

    +++

    +

    +

    - оценка уровня резистентности

    -







    - оценка адаптационных возможностей организма (КИГ, КОП)

    -

    +

    ++

    - определение в КВВ уровня Ca и Mg с расчетом их соотношения

    ++

    +

    +++

    - определение в КВВ уровня ДК, АЦГ, лактата, соотношения К/N

    -

    -

    ++

    - консультации узких специалистов

    -

    +/ -

    +++

    - углубленное клинико-инструментальное обслед-ние

    -

    +/ -

    +++


    С целью оптимизации оценки уровня физического развития ребенка, его гармоничности и соматотипа была разработана компьютерная программа для экспресс оценки данных параметров у детей в возрасте 10 – 17 лет с учетом гендерных различий.

    Алгоритм оценки уровня физического развития, гармоничности физического развития и соматотипа разработан на основе приказа МЗ РФ № 621 от 30.12.2003. Программа внедрена в детских поликлиниках г.Твери и Тверской области, выложена для свободного использования на официальном сайте Тверской государственной медицинской академии.

    По нашему мнению все диагностические мероприятия с детьми в лагере временного пребывания перемещенных лиц должны быть разделены на два основных направления:

    • мероприятия направленные на выявление жизнеугрожающих состояний как соматического, так и психологического плана;

    • мероприятия, направленные на оценку уровня здоровья ребенка, отнесение ребенка к одной из диспансерных групп.

    Очень важно именно на первых этапах оказания медицинской и медико-психологической помощи правильно оценить состояние всех трех компонентов уровня здоровья. На первое место в этот период выходят проявления острой фазы ПТСР и недоедания. При проведении комплексной диагностики уровня здоровья выявляется II – III группа здоровья за счет резкого снижения его соматического компонент. В этот период все усилия медицинских работников направлены на физическую реабилитацию ребенка, а затем на снижение психологических последствий катастрофы. Тем самым упускается из виду микросоциальный компонент здоровья, не учитывается качество социальной адаптации ребенка.

    По нашему мнению оценку уровня здоровья в этот период необходимо начинать с его микросоциального компонента. Учитывая важность, на дальнейших этапах, влияния этнокультурального стресса мы предлагаем разделить всех вынужденных переселенцев по качеству протекания ассимиляции на три категории:

    • категория А – максимальная ассимиляция на новом месте проживания – лица относящиеся к этническому большинству на данной территории;

    • категория В – благоприятный прогноз ассимиляции – лица этнически отличающиеся от коренного населения, но воспитанные в смешанных традициях, владеющие языком, общепринятом на новом месте жительства (например, для Центральной России, это дети неславянской национальности, свободно владеющие русским языком и воспитанные в европейских традициях (как правило, городское население));

    • категория С – неблагоприятный прогноз ассимиляции – лица этнически отличающиеся от коренного населения, воспитанные в традициях своей этнической группы и не владеющие языком, общепринятом на новом месте жительства (например, для Центральной России, это дети неславянской национальности не владеющие русским языком и воспитанные в национальных традициях (как правило, сельское население)).

    Для детей из категории А и В процессы ассимиляции на новом месте не столь болезненны, как для категории С, оценка уровня микросоциального и психологического здоровья с помощью тестовых опросников не затруднена. Данные дети, как правило, контактны, легко вовлекаются в ролевые игры, групповые занятия. Работа психолога и социального работника должна быть направлена на переосмысление негативных воспоминаний о чрезвычайной ситуации (рис. 2).

    Дети, относящиеся к категории А, не должны задерживаться в лагере для временного пребывания перемещенных лиц. В данном случае оправданно максимально быстрое перемещение таких детей к новому месту жительства, так как проявления этно-культурального стресса у них минимальны, их социализация на новом месте проходит наименее болезненно, а смена обстановки позволит переключить внимание ребенка с воспоминаний о чрезвычайной ситуации на новые впечатления.

    категория А



    пребывание в лагере ВППЛ максимально сокращено



    перемещение на новое место жительства













    категория В



    пребывание в лагере ВППЛ до 2 недель (повышение качества ассимиляции)

















    категория С



    пребывание в лагере ВППЛ до 1-1,5 месяцев (лингвистическая ассимиляция)



    пребывание в оздоровительных санаториях до 6-8 месяцев (социальная ассимиляция)


    Рис. 2. Схема организации работы с детьми, прибывшими из зоны осложненной ЧС в лагере для временного пребывания перемещенных лиц (ВППЛ).


    Иначе обстоит дело, с лицами категории В. С одной стороны у этих детей практически нет лингвистического барьера со своими сверстниками на новом месте жительства, с другой стороны им сложно сразу переключиться на новые стереотипы поведения, установить новые внесемейные микросоциальные контакты. Длительность пребывания таких детей в лагере для временного пребывания перемещенных лиц должна быть увеличена до 2-3 недель. В течении этого времени с ними должны проводится занятия по повышению качества ассимиляции (занятия посвященные микросоциальным и культурным традициям коренного населения то территории, куда планируется переместить семью ребенка). Эффективность проводимых мероприятий должна оцениваться психологом.

    Лица, относящиеся к категории С должны ассимилироваться поэтапно, начиная с лингвистической ассимиляции с постепенным подключением социальной и культурной ассимиляции. Длительность их пребывания в лагере для временного пребывания перемещенных лиц должна быть увеличена до 1 – 1,5 месяцев. В первую очередь необходимо повести лингистическую ассимиляцию и только после ее успешного завершения можно поднимать вопрос о дальнейшем перемещении вынужденных переселенцев. Одновременно психолог должен выделить лиц, отрицательно относящихся к процессу ассимиляции. Не желательно перемещать такие семьи на новое место жительства, так как это приведет к эскалации межэтнических конфликтов. Не целесообразно смешивать лиц категории В и С, так как это значительно замедлит процессы ассимиляции лиц, относящихся к категории В.

    Только после достижения устойчивой лингвистической ассимиляции лиц категории С можно переместить на следующий этап – в закрытый оздоровительный санаторий, где помимо продолжения лингвистической ассимиляции следует проводить культурную и микросоциальную ассимиляцию. Длительность пребывания в таком учреждении должна быть ограничена до 6-8 месяцев. По достижении положительной динамики социальной ассимиляции следует перемещать переселенцев на новое место жительства, во избежании развития иждивенческого стереотипа поведения.

    Для прогнозирования качества ассимиляции индивидуума нами был разработан способ оценки качества ассимиляции детей на новом месте жительства (заявка на выдачу патента РФ на изобретение №2010105133 от 16.02.2010).

    Коррекционные мероприятия проводимые с вынужденными переселенцами не должны ограничиваться стабилизацией здоровья вынужденного переселенца, а должны иметь своей целью создание нового ассимилированного индивидуума активно входящего в общественную жизнь, принимающего стереотипы поведения коренного населения, способного обеспечить рождение здоровых граждан России. Поэтому основное внимание необходимо уделять именно микросоциальной и психологической ассимиляции детей и детей – вынужденных переселенцев. Успешность коррекционных мероприятий определяется не столько исходным уровнем здоровья ребенка – переселенца, сколько этнически обусловленными особенностями его психологической сферы.

    Были разработаны и внедрены четыре комплекса лечебно-профилактических мероприятий: базовый оздоровительный комплекс, социально-психологический комплекс "Школа", социально-психологический комплекс "Семья", социально-психологический комплекс "Самоанализ". Их сочетание зависит от конкретных особенностей индивидуума и позволяет гибко реагировать на протекание процессов адаптации и ассимиляции у конкретного ребенка. Схема внедрения представлена на рис. 3.



    Рис. 3. Схема проведения оздоровительных и коррекционных мероприятий с детьми, прибывшими из зоны осложненной чрезвычайной ситуации на педиатрическом участке по новому месту жительства.


    В начале обследования был оценен уровень и качество ассимиляции вынужденных переселенцев. Из 32 обследованных детей у 28 уровень ассимиляции был признан недостаточным, что проявлялось слабым знанием русского языка и неприятием культурной традиции коренного населения. Необходимо обратить внимание на отсутствие желания родителей большинства обследованных детей адаптироваться к новой жизненной ситуации. В данном случае ассимиляционные мероприятия необходимо было начинать с семьи ребенка. При участии инспекции по делам несовершеннолетних нам удалось ряд мероприятий по изменению создавшейся ситуации.

    Через два месяца была проведена повторная оценка качества процесса ассимиляции и зафиксированы положительные изменения в поведении обследуемых детей, позволившие нам на следующем этапе использовать социологические и психодиагностические опросники, адаптированные к русскоязычному контингенту.

    В зависимости от результатов оценки уровня микросоциального, психологического и соматического компонентов здоровья для каждого ребенка была подобрана индивидуальная схема оздоровления. Дети с одинаковыми элементами оздоровительной программы были объединены в подгруппы, причем один и тот же ребенок мог находиться в нескольких подгруппах. В течении учебного года были проведены оздоровительные мероприятия. Перед летними каникулами было проведено повторное обследование детей экспериментальной и контрольной групп. Результаты оценки уровня здоровья до и после проведенных оздоровительных мероприятий приведены на рис. 4.



    Рис. 4. Структура уровня здоровья детей экспериментальной и контрольной групп: - I группа здоровья, - II группа здоровья, - III группа здоровья.


    Исходный уровень здоровья детей, участвовавших в эксперименте отличался удовлетворительным уровнем соматического здоровья, тогда как каждый пятый ребенок имел низкую оценку в дети микросоциального или психологического здоровья (III группа), что совпадает с данными, полученными нами ранее, при оценке влияния отделенных последствий на состояние здоровья ребенка. В соответствии с приказом № 621 все эти дети имели I – II группу здоровья.

    Через год после внедрения предложенной схемы оздоровительных и коррекционных мероприятий состояние здоровья детей экспериментальной группы улучшилось: увеличилась в 1,2 раза доля лиц I группы здоровья, отсутствовали дети с III группой соматического здоровья; в 2,3 раза снизилась доля детей с III группой микросоциального здоровья на фоне значительного (2,6 раза) увеличения детей с I группой микросоциального здоровья; доля переселенцев с III группой психологического здоровья снизилась в 4,3 раза, более половины обследованных имели I группу психологического здоровья.

    В то же время среди детей, наблюдавшихся по обычной схеме диспансеризации произошло значительное снижение уровня здоровья - каждый пятый ребенок перешел в III группу соматического здоровья (следует подчеркнуть, что переход из III группы здоровья во II или I невозможен, так как хроническая патология у данного ребенка уже сформировалась и в дальнейшем можно говорить только о поддерживающей терапии), доля соматически здоровых детей снизилась в 4 раза. Значительные негативные изменения претерпел микросоциальный компонент здоровья – доля лиц с III группой микросоциального здоровья возросла в 2 раза. Обращает на себя внимание значительное (в 5,6 раза) уменьшение доли детей с I группой психологического здоровья, на фоне двукратного увеличения доли лиц с III группой психологического здоровья.

    Аналогичная тенденция прослеживается и в отношении динамики метаболических маркеров риска снижения уровня здоровья. По нашим данным у детей, наблюдавшихся по обычной схеме (контрольная группа) произошел сдвиг всех метаболических показателей характерный для высокого риска снижения уровня соматического здоровья и формирования хронического процесса, то есть перехода ребенка из II группы здоровья в III группу.

    В то же время комплексное воздействие на микросоциальный, психологический и соматический компоненты здоровья, а так же помощь вынужденным переселенцам в прохождении ассимиляции значительно снизило риск нарушения уровня здоровья. Наиболее показательной в этом отношении является динамика уровня общих липидов и лактата в конденсате выдыхаемого воздуха как показателей нарушения энергетического обмена в клетке, усиления процессов перекисного окисления липидов, превалирование анаэробного гликолиза - достоверное снижение уровня общих липидов и концентрации лактата в конденсате выдыхаемого воздуха у детей экспериментальной группы (p
    Таким образом, комплексное воздействие на микросоциальный, психологический и соматический компоненты здоровья на фоне активной коррекции процесса ассимиляции как самого ребенка, так и членов его семьи позволило значительно повысит уровень здоровья вынужденного переселенца. Существующая схема диспансеризации детского населения не учитывает факт пребывания ребенка в зоне осложненной чрезвычайной ситуации. При ее применении происходит потеря контроля за состоянием здоровья вынужденных переселенцев, что обуславливает резкое снижение уровня здоровья и увеличения удельного веса хронической патологии у данной категории населения.

    В заключении диссертации кратко изложена суть и подведены итоги настоящего исследования.
    Просмотров: 156 | Добавил: knowley | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2025 | Бесплатный конструктор сайтовuCoz