^ 1.6.2. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и специальными потребностями, образование детей – сирот
В городе созданы условия для образования детей с ограниченными возможностями здоровья и специальными потребностями.
^ Дошкольное образование:
в городе открыто 8 детских садов компенсирующего вида:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №17 для детей с нарушениями зрения (количество воспитанников - 176);
муниципальное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида №55 для детей с туберкулезной интоксикацией (количество воспитанников - 177);
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №29 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (количество воспитанников - 149);
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №46 для детей с тяжелыми нарушениями речи (количество воспитанников - 150);
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №52, для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии (с заболеваниями органов пищеварения, сахарным диабетом и заболеваниями опорно-двигательного аппарата) (количество воспитанников - 277);
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №66 для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии (с заболеваниями нервной системы, нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто и длительно болеющих детей) (количество воспитанников- 211);
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №90 для детей с бронхолегочной патологией и аллергическими заболеваниями (количество воспитанников - 210);
детский сад компенсирующего вида №77 (для детей- инвалидов с глубокой умственной отсталостью и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) (количество воспитанников – 179).
Общее количество детей дошкольного возраста в данных образовательных учреждениях 1529 воспитанников, очередность составляет 324 человека (17,1%)
Кроме этого, в дошкольных образовательных учреждениях города в 2007 году функционировало 92 группы для детей с нарушениями речи и 68 групп для детей с задержкой психического развития, которые посещают 1611 и 924 ребенка соответственно.
Таблица 39
^ Сравнительная информация о количестве детей, посещающих группы компенсирующего назначения в детских садах городаУчебный год
Всего детей в ДОУ
Количество детей с нарушениями речи
Количество детей с задержкой психического развития
Кол-во детей
%
Кол-во детей
%
2006
11454
1870
16,3%
739
6,4%
2007
11766
1797
15,2 %
1099
9,3%
Статистика показывает, что уменьшилось количество детей, нуждающихся в коррекции речевого развития, от общего числа детей, посещающих детские сады, с 16,3% (1870 человек) в 2006 году, до 15,2% (1797 человек) в 2007 году. Вместе с тем, возросла доля детей с задержкой психического развития с 6,4% (739 человек) в 2006 году до 9,3% (1099 человек) в 2007году.
Система специализированной, психолого-педагогической, медицинской помощи обеспечивает, в целом, положительные результаты коррекционной работы.
Таблица 40
^ Сравнительная информация о результатах работы с детьми, посещающими группы компенсирующего назначенияУчебный год
Всего детей
Количество детей, получивших полную компенсацию здоровья
Количество детей со значительным улучшением здоровья
Количество детей без значительного улучшения здоровья, но с рекомендацией обучения в массовой школе
2005-2006
2609
1599
(61,2%)
833
(31,9%)
177
(4,5%)
2006-2007
2897
1894
(65,4%)
924
(31,9%)
79
(2,7%)
Цифровые показатели свидетельствуют:
количество детей, получивших полную компенсацию здоровья в 2007 году, составляет 65,4% (1894 ребенка), что на 4,2% больше по сравнению с 2006 годом;
доля детей со значительным улучшением здоровья осталась на уровне 2006 года и равна 31,9 % (924 ребенка);
2,7% детей с ограниченными возможностями получили незначительное улучшение здоровья, но достаточное для того, чтобы обучаться в школе.
^ Общее образование В 2007 году доля детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся
в подведомственных департаменту образования общеобразовательных учреждениях города, составила 1,9 % от общего количества обучающихся (542 человека). Из которых обучались:
на дому– 0, 2 % (43 ребенка-инвалида)
в специальных (коррекционных) классах 1 % (296 человек, в том числе 24 ребенка-инвалида);
в общеобразовательных классах 0,7% (203 человека, в том числе 189 детей-инвалидов);
дистанционно – нет (в 2008 году в целях организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих образовательные учреждения, планируется обучение 19 человек с применением дистанционных образовательных технологий). Определена базовая школа для организации дистанционного обучения, в настоящее время идет поставка необходимого оборудования.
В 2007 году в муниципальных общеобразовательных учреждениях было открыто:
50 классов компенсирующего обучения для 642 учащихся;
27 специальных (коррекционных) классов для 296 учащихся с отклонениями в развитии, из них:
16 классов IV вида для 180 детей с нарушениями зрения;
3 класса VI вида для 39 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
8 классов VII вида для 77 детей с задержкой психического развития.
Особую значимость приобретает проблема дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, обеспечения их прав на продолжение образования. В таблицах представлены сравнительные статистические материалы, демонстрирующие дальнейшее самоопределение обучающихся данной категории.
Таблица 41
^ Количество детей-инвалидов, поступивших на следующий уровень образования2006 год
2007 год
Всего
Учреждения НПО
Учреждения СПО
Учреждения ВПО
Всего
Учреждения НПО
Учреждения СПО
Учреждения ВПО
Выпускники муниципальных общеобразовательных учреждений
20
-
2
10%
17
85%
17
1
6%
5
30%
9
54%
Статистика показывает стабильно высокий процент детей-инвалидов, продолжающих образование как в учреждениях начального, среднего, так и высшего профессионального образования.
В городе Нижневартовске обеспечены возможности для предоставления образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья и специальными потребностями, осуществляется медицинская, психолого-педагогическая их поддержка. Планируется введение в 2008 году дистанционной формы обучения данной категории обучающихся.
^ Образование детей-сирот Муниципальная образовательная политика направлена на соблюдение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивая исполнение социальных гарантий.
Таблица 42
^ Количество детей-сирот, поступивших на следующий уровень образования.2006 год
2007 год
Всего
Учреждения НПО
Учреждения СПО
Учреждения ВПО
Всего
Учреждения НПО
Учреждения СПО
Учреждения ВПО
Выпускники муниципальных общеобразовательных учреждений:
9 класс
19
6
32%
9
47%
-
30
6
20%
10
33%
-
11 класс
20
-
2
10%
18
90%
27
-
2
8%
22
88%
^ 1.6.3. Предоставление медицинских услуг, организация питания в образовательных учрежденияхВ образовательных учреждениях города созданы условия для медицинского обслуживания обучающихся и воспитанников.
В 2007 году в целях приведения к нормативу оснащенности медицинских кабинетов в образовательных учреждениях в рамках создания условий для лицензирования медицинской деятельности МУ «Детская городская поликлиника» выделено из городского бюджета 7 226 тысяч рублей на ремонт медицинских кабинетов, 5 823 тысяч рублей на приобретение медицинского оборудования. Медицинские кабинеты лицензированы в 100% образовательных учреждений.
С целью профилактики здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях осуществляется углубленный медицинский осмотр детей. В школах медосмотр проводится один раз в год по скрининг - тестам и методом АСПОН – анализ с 1 по 11 класс.
Таблица 43
^ Результаты профилактических осмотров обучающихся^ Кол-во уч-ся, прошедших медицинский осмотрРезультаты профилактических осмотров обучающихсяосновная группаподготовительная группаспециальная группанарушения осанкисколиоз 1-2 степенисколиоз 3-4 степениплоскостопиянарушения зренияЖКТсердечно-сосудистой системы27414
20752
5965
732
9777
1509
30
4601
6136
2199
1978
^ Кол-во уч-ся, прошедших медицинский осмотрРезультаты профилактических осмотров воспитанников МДОУосновная группаподготовительнаягруппаспециальнаягруппанарушенияосанкисколиоз 1-2степенисколиоз 3-4степениплоскостопиеНарушениезренияЖКТСердечно-сосудистойсистемы11302
9839
1052
125
876
44
23
868
601
593
502
Диаграмма 12
^ Удельный вес детей первой и второй групп здоровья в общей численности учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений
К сожалению, статистика показывает тенденцию уменьшения количества обучающихся, имеющих первую группу здоровья.
Соотношение доли детей, имеющих отклонения в здоровье (с понижением остроты зрения и дефектом речи, сколиозом, нарушением осанки) в возрасте 15 лет с долей таких детей перед поступлением в школу составляет в 2007 году 1,25%, что на 0,4% ниже показателя 2006 год ( в 2006 году - 1,29%).
С целью приостановления негативного влияния отрицательных внешних и внутренних факторов на состояние здоровья обучающихся и воспитанников в 2007 году:
27 (28%) образовательных учреждений города укомплектованы аппаратно-программными комплексами биологической обратной связи (БОС). Приобретение кабинетов БОС осуществлялось на средства городского бюджета (6042 тыс. руб.) в рамках программы «Развитие образования города Нижневартовска на 2002 – 2006 гг.».
Аппаратно-программные комплексы биологической обратной связи (БОС) имеют различную направленность:
лечебную: БОС «Опорно – двигательный» используется в детском саду №77, «Коррекции зрения» - в МОСШ №25 и МДОУ №17, «Логопедический» - МДОУ 46;
профилактическую: БОС «Здоровье» используется в МДОУ № 23, 52, 55, 66, 90 и в общеобразовательных школах №1,2,3,5,6,9, 10,11,12,13,14,18,19,21, 31, 34, 42, лицей №2;
широко используется программно- методическое обеспечение, направленное на повышение адаптивных возможностей школьников, повышение их валеологической культуры: программа «Адаптация», авторское программно – методическое обеспечение «МАТРОС» (данной программой обеспечены 25% общеобразовательных учреждений города), программа психологических тестов «АМАЛТЕЯ»;
осуществляется мониторинг состояния физического здоровья, развития детей, подростков в образовательных учреждениях;
завершена работа по модернизации муниципального мониторинга эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений;
10 образовательных учреждений (школы: 14, 25 детские сады 14,17,29,30,31,55,83; МОУ ДОД ЦДТ) стали победителями в рамках ПНП «Образование» регионального уровня в номинации «Поддержка образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные технологии», представившие программы «Сохранение здоровья обучающихся и воспитанников»;
активно используются в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии, направленные на развитие:
двигательной активности обучающихся и воспитанников (динамические паузы, физкультминутки);
мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика);
гимнастика для глаз;
а также на сохранение и укрепление осанки, профилактику плоскостопия.
Организация питания в образовательных учреждениях города. Среднегодовое количество учащихся, охваченных питанием (завтрак) составило 23 969 человек (90,84%).
В 2007 году всем учащимся муниципальных общеобразовательных учреждений было предложено горячее питание: (завтрак) на сумму 21 рубль в день на одного обучающегося, а дети из семей льготной категории получали дополнительно обеды на сумму 62 рубля в день:
дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей - 349 учащихся;
дети из малоимущих семей - 195;
дети из многодетных семей – 1336.
Согласно решению Думы города от 27.11.2006 №114 организовано второе бесплатное питание (обед) учащихся из семей льготных категорий в муниципальных общеобразовательных учреждениях города:
участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС - 41 человек;
из числа малочисленных народов Севера – 83 человек;
в которых один или оба родителя являются инвалидами 1 или II группы или инвалидами детства - 112 учащихся;
дети- инвалиды – 202 учащихся;
участников военных действий – 386;
потерявшие кормильца при исполнении служебных обязанностей –12;
неблагополучные семьи, признанные таковыми по решению комиссии, созданной в каждом образовательном учреждении, - 174.
Диетическое питание получали все учащиеся, имеющие медицинские показания.
Несмотря на то, что в образовательных учреждениях созданы условия для сохранения и укрепления здоровья детей, проблема состояния здоровья обучающихся и воспитанников, по-прежнему, остается актуальной.
^ 1.6.4. Транспортная доступность образовательных учрежденийВ городе развиты транспортные коммуникации, реализуется схема подвоза обучающихся, что обеспечивает стабильно спокойное передвижение детского населения от места жительства до места учебы и обратно (7,8% детей проживают за три километра от места учебы и 4,2% более, чем три километра).
Диаграмма 13