Н.Л. Черная, И.В. Иванова, Т.Ю. Широкова, М.В. Смекалова, ГОУ ВПО
Ярославская государственная медицинская академия
Е.И. Колбешина, Н.В. Боровкова, МОУ «Женская гимназия», г. Ярославль
Особенности состояния здоровья школьниц младших классов в конце учебного года
Завершение учебного года для школьников является периодом повышенных
интеллектуальных и эмоциональных нагрузок и требует максимальной концентрации
памяти, внимания, интенсивной умственной работы. В то же время, весна
– время года, характеризующееся высокой распространенностью гиповитаминозов,
снижающих устойчивость детей к повышенным и даже физиологическим психическим
и физическим нагрузкам [1]. Именно в этот период для ребенка, особенно
для ребенка младшего школьного возраста, чрезвычайно важно поддержание
правильного режима дня, чередование разных видов деятельности, рациональное
питание с дотацией всех необходимых макро- и микронутриентов, что
не всегда имеет место в реальных условиях и может стать причиной истощения
резервов развивающегося организма [2]. Зачастую жалобы на повышенную
утомляемость, раздражительность, снижение мотивации к учебе, возникающие
у ребенка, остаются без должного внимания, а проведение комплекса
необходимых коррекционных и оздоровительных мероприятий, даже при
наличии технической возможности, откладывается на менее напряженный
период в будущем. При этом наносится существенный вред здоровью, нарушается
качество жизни ребенка, снижаются показатели успешности в учебе.
Актуальность данной проблемы определила цель настоящего исследования:
оценить состояние здоровья детей школьного возраста в конце учебного
года, а также проанализировать возможность нивелирования неблагоприятных
последствий повышенных нагрузок на фоне снижения функциональных резервов
организма без проведения специальных курсов оздоровления и реабилитации.
Организация и материалы исследования
Исследование проводилось на базе начальной общеобразовательной школы
полного дня «Женская гимназия» в период с конца апреля по конец мая
2006 г. Под наблюдением находились 40 девочек в возрасте от 8 до 9
лет, учащиеся вторых классов гимназии.
Следует отметить, что «Женская гимназия» – образовательное учреждение
с особой организацией воспитания и обучения, направленной на формирование
и укрепление здоровья девочек-гимназисток. В гимназии предусмотрено
пролонгированное 8–10-часовое пребывание девочек с трехразовым горячим
питанием, наполняемость классов составляет 20–25 человек, система
физического воспитания (2 урока физической культуры, 1 урок хореографии,
1 урок ритмической гимнастики в неделю) ориентирована на половые и
возрастные потребности девочек в двигательной активности, развитии
координации движений, формировании правильной осанки. Большое внимание
в гимназии уделяется ежедневной физической активности, обучению девочек
основам здорового образа жизни, формированию осознанного отношения
к своему здоровью у детей, родителей и педагогов. Эффективность существующей
программы воспитания была неоднократно подтверждена нами в ходе проспективных
сравнительных исследований [3, 4].
Тем не менее, в гимназии, как и в других образовательных учреждениях,
у части девочек в течение последней учебной четверти периодически
возникают типичные жалобы, указывающие на нарушение общего состояния
организма. Одной из причин, по всей видимости, является дефицит витаминов,
проявляющийся на фоне повышенной потребности и традиционного для нашей
географической полосы недостатка витаминов, поступающих с пищей в
весеннее время [1]. Поэтому в ходе данного исследования большое внимание
уделялось диагностике проявлений гиповитаминоза и оценке изменений
в состоянии здоровья девочек в ходе его коррекции.
Методы исследования
Программа обследования включала:
1. Оценку адаптивного статуса организма
2. Оценку качества жизни ребенка
3. Клиническую оценку проявлений гиповитаминоза
Оценка адаптивного статуса организма проводилась
в соответствии с разработанной нами модификацией методики А.В. Аболенской
[4, 5]. Оценивалось функциональное напряжение биосистем управляющего
уровня (по показателям систолического артериального давления и частоты
сердечных сокращений в покое) и гомеостатического уровня (по показателям
содержания ионов калия и натрия в смешанной нестимулированной слюне)
с прогнозированием течения адаптационных процессов на уровне организма.
Для каждой биосистемы рассчитывался индекс функционального напряжения
(ИФН), в зависимости от значений которого уровень адаптированности
биосистемы оценивался как максимальный (ИФН в пределах 0,01–0,60),
оптимальный (ИФН в пределах 0,61–0,80), пограничный с нормой (ИФН
в пределах 0,81–1,00) или сниженный (ИФН 1,01 и более). В зависимости
от соотношения функционального напряжения анализируемых биосистем
делалось заключение о благоприятном, риске неблагоприятного, либо
неблагоприятном течении адаптационных процессов на уровне организма.
Оценка качества жизни ребенка основывалась на анализе
возрастных опросников, рекомендованных Росздравом для оценки состояния
здоровья детей по критериям качества их жизни, заполняемых родителями
и классными руководителями [6]. В опросниках отражено наличие проблем
физического функционирования (усталость, утомляемость, боли при двигательной
активности, снижение двигательной активности т.д.), психо-эмоционального
функционирования (неуверенность в себе, подавленность, страхи, тики,
повышенная возбудимость, агрессивность и т.д.), социального функционирования
(трудности контроля поведения и контактов, конфликтность и т.д.),
умственного развития и способности к обучению (снижение памяти, отсутствие
интереса к окружающему миру и т.д.). Каждый из блоков опросника содержит
по 5 сгруппированных признаков, характеризующих соответствующие проблемы,
и пять вариаций оценки каждого признака: «никогда» – 0 баллов, «почти
никогда» – 1 балл, «иногда» – 2 балла, «часто» – 3 балла, «почти всегда»
– 4 балла. При обработке анкетных данных проводилось суммирование
баллов по блокам и оценка общей суммы баллов с определением качества
жизни ребенка.
Объективное обследование с целью диагностики проявлений гиповитаминоза
проводилось врачом-педиатром и включало оценку состояния кожи, ногтей,
волос и ротовой полости. Отмечалось наличие повышенной сухости кожи,
шелушения, участков гиперкератоза (не связанных с проявлениями атопического
заболевания), высыпаний на коже по типу фолликулита, повышенной сухости,
сальности, ломкости волос, ломкости, слоистости и поперечной исчерченности
ногтевых пластин. Оценивалось состояние красной каймы губ и слизистой
оболочки ротовой полости на предмет выявления ангулярного стоматита,
глоссита, хейлита, кровоточивости десен. Выраженность указанных признаков
оценивалась в баллах: 0 – отсутствие проявлений, 1 – легкая выраженность,
2 – умеренная, 3 – значительная выраженность признака.
Для оценки эффективности дополнительной дотации витаминов как средства
профилактики и коррекции снижения функциональных резервов организма
17 девочкам (тестовая группа) с профилактической целью был назначен
витаминный комплекс «Джунгли» (Sagmel, США).23 девочки – ученицы тех
же классов, не получавшие препарат «Джунгли»,– составили контрольную
группу.
Девочки принимали препарат в течение 30 дней, в соответствии с принятыми
клинико-фармакологическими рекомендациями [7]: в учебные дни – по
1 таблетке в день после завтрака под контролем классных руководителей,
в выходные дни – по 1 таблетке в день после завтрака под контролем
родителей (таблетки выдавались родителям накануне с необходимыми пояснениями
и напоминанием о важности поддержания непрерывного курса приема препарата).
Комплексное обследование в тестовой группе проводилось в начале и
в конце курса приема препарата. В контрольной группе обследование
проводилось в те же сроки.
Для оценки побочного действия комплекса «Джунгли»
родителям девочек обеих групп были предложены анкеты, содержащие вопросы
относительно возникновения в течение последнего месяца у их детей
изменений в состоянии здоровья. Развитие ряда симптомов (боли в животе,
тошнота, рвота, нарушения стула, кожный зуд, кожные высыпания) потенциально
могло быть связано с побочными эффектами препарата [7]. Часть вопросов
касалась событий, не связанных с описанным побочным действием (головные
боли, головокружения, немотивированные подъемы температуры), и приводилась
для проверки достоверности результатов анкетирования. Частота регистрации
неблагоприятных событий оценивалась и в тестовой, и контрольной группе.
Статистическая обработка результатов исследования
была выполнена с помощью пакета прикладных программ STATISTICA® версии
6.0 компании STATSOFT (USA) в среде WINDOWS®.
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе динамической оценки адаптивного статуса и
в тестовой, и в контрольной группе были зарегистрированы признаки
повышения функционального напряжения биосистемы гомеостатического
уровня. При повторном обследовании число девочек с максимальным уровнем
адаптированности данной биосистемы (ИФН от 0,00 до 0,60) снизилось
с 94,1% до 35,7% при р=0,003 в тестовой группе и с 70,0% до 6,3% при
р=0,001 в контрольной группе. У 35,7% девочек тестовой группы и у
31,3% девочек контрольной группы при повторном обследовании был зарегистрирован
пограничный с нормой уровень адаптированности биосистемы (ИФН от 0,81
до 1,00), в то время как при первичном обследовании пограничный уровень
адаптированности в группах не регистрировался (р=0,011). Полученные
результаты можно расценивать как свидетельство напряжения функциональных
резервов организма в ответ на интенсификацию учебного процесса, повышение
умственной и психо-эмоциональной нагрузки у девочек обеих групп в
конце учебного года.
Рис. 1. Особенности течения адаптационных процессов
на организменном уровне у девочек тестовой и контрольной групп
при первичном и повторном обследованиях. Примечание: * – p<0,05.
Каких-либо значимых различий в состоянии адаптированности биосистемы
управляющего уровня при первичном и повторном обследованиях ни в тестовой,
ни в контрольной группе не отмечалось. Вместе с тем, в обеих группах
были отмечены изменения состояния адаптированности на организменном
уровне (рисунок 1). И в тестовой, и в контрольной группах наблюдались
тенденции к сокращению числа девочек с риском неблагоприятного течения
адаптации. Однако, у девочек тестовой группы при повторном исследовании
достоверно чаще регистрировалось благоприятное течение адаптационных
процессов, в то время как в контрольной группе были зарегистрированы
тенденции к увеличению частоты неблагоприятного течения адаптации
на уровне организма.
Таким образом, было показано, что у девочек, получавших дополнительную
дотацию витаминов, течение адаптационных процессов на уровне организма
не только не носило отрицательной направленности (как это было в контрольной
группе), а напротив, с течением времени достоверно чаще оценивалось
как благоприятное.
В ходе динамической оценки показателей качества жизни определенные
изменения были также зарегистрированы у всех обследованных детей.
По результатам сравнительной оценки первичного и повторного анкетирования
классных руководителей у девочек контрольной группы отмечалось нарастание
проблем в социальной сфере и обучении: достоверно возрос средний балл
по блоку «Социальное функционирование» и средний балл по блоку «Умственное
развитие, способность к обучению». Кроме того, в контрольной группе
отмечалось статистически значимое увеличение итоговой суммы баллов,
что отражало в целом снижение качества жизни девочек по оценке классного
руководителя (таблица 1).
Таблица 1
Показатели качества жизни детей тестовой и контрольной групп по
результатам анкетирования классных руководителей при первичном
и повторном обследованиях
Примечание: в таблице представлены медианы и интерквартильные
размахи балльных оценок качества жизни по блокам; при статистической
обработке использовался критерий Вилкоксона для парных сравнений.
Таблица 2
Показатели качества жизни детей тестовой и контрольной групп по
результатам анкетирования родителей при первичном и повторном
обследованиях
Примечание: в таблице представлены медианы и интерквартильные
размахи балльных оценок; для статистической обработки использовался
критерий Вилкоксона для парных сравнений.

Нарастание проблем в социальной сфере и обучении, по мнению классных
руководителей, имело место и у девочек тестовой группы: средний балл
по этим блокам возрос соответственно с 3,0 до 4,0 (р=0,044) и с 5,0
до 6,0 (р=0,021). В то же время, итоговый балл, характеризующий качество
жизни, не претерпел в тестовой группе статистически значимых изменений
(р>0,05), а выраженность проблем в психо-эмоциональной сфере имела
четкие тенденции к снижению (таблица 1).
Таким образом, полученные результаты отражали нарастание проблем в
сфере социального функционирования и обучения в обеих группах девочек,
что вполне объяснимо в конце учебного года. Важно отметить, что у
девочек контрольной группы негативные изменения были более выражены,
в то время как у девочек тестовой группы общий показатель качества
жизни не имел достоверной динамики, а в сфере психо-эмоционального
функционирования, напротив, наблюдались положительные изменения.
Положительные изменения психо-эмоциональной сферы девочек, получавших
дополнительную дотацию витаминов, были подтверждены и результатами
анкетирования их родителей: средний балл по данному блоку при первичном
анкетировании родителей составил 4,0, при повторном – 2,0 (р=0,012).
Динамика балльных оценок по блокам «Физическое функционирование»,
«Социальное функционирование», «Умственное развитие, способность к
обучению» и итоговой оценки качества жизни также отражала позитивные
изменения в состоянии девочек, хотя и превышала порог статистической
значимости. В контрольной группе сравнительный анализ результатов
первичного и повторного анкетирования родителей не позволил зарегистрировать
каких-либо значимых изменений (таблица 2).
Зарегистрированные изменения показателей качества жизни девочек в
начале и конце последнего в учебном году месяца с одной стороны отразили
нарастание проблем социального и умственного функционирования на фоне
интенсивных нагрузок. С другой стороны, была показана возможность
нивелирования последствий повышенных эмоциональных и интеллектуальных
нагрузок за счет рациональной коррекции баланса витаминов при дополнительном
приеме поливитаминного препарата. Правильность выбранного пути была
подтверждена и в ходе динамической оценки проявлений гиповитаминоза
у девочек тестовой и контрольной групп.
Рис. 2. Частота регистрации клинических проявлений гиповитаминоза
у девочек тестовой группы при первичном и повторном обследованиях.
Примечание: * – p<0,05.
Рис. 3. Частота регистрации клинических проявлений
гиповитаминоза у девочек контрольной группы при первичном и повторном
обследованиях. Примечание: * – p<0,05.
Сравнительный анализ частоты регистрации проявлений гиповитаминоза
позволил зарегистрировать отчетливые тенденции к снижению распространенности
большинства признаков на фоне приема препарата «Джунгли» и менее выраженные
или противоположные изменения в контрольной группе (рисунки 2 и 3).
В частности, в тестовой группе достоверно снизилось число девочек
с проявлениями ангулярного стоматита (р=0,027), в то время как в контрольной
группе изменения данного признака не были статистически значимыми.
В контрольной группе в динамике наблюдения достоверно увеличилась
частота регистрации сухости и ломкости волос (соответственно с 10,0%
до 50,0%, р=0,008 и с 35,0% до 75,0%, р=0,017), в тестовой группе
частота регистрации данных признаков не имела достоверных различий
при первичном и повторном обследованиях.
Полученные результаты свидетельствовали о прогрессировании витаминной
недостаточности у девочек, не получавших дополнительной дотации витаминов.
Противоположные изменения, зарегистрированные в тестовой группе (отсутствие
при повторном исследовании таких проявлений как ангулярный стоматит,
гиперкератоз, ломкость ногтей, тенденции к снижению распространенности
прочих проявлений гиповитаминоза), указывают на положительный эффект
дополнительного приема поливитаминного препарата. При этом по результатам
проведенного исследования, каких-либо достоверных побочных эффектов,
связанных с приемом препарата «Джунгли», отмечено не было. Так, статистически
значимых различий в возникновении таких неблагоприятных событий как
боли в животе, тошнота, нарушения стула, кожные высыпания, кожный
зуд, головные боли, головокружения, немотивированные подъемы температуры,
в тестовой и контрольной группах не отмечалось (р < 0,05). Случаи
рвоты за анализируемый период в обеих группах зарегистрированы не
были (рисунок 4).
Следует отметить, что жалобы на кожные высыпания предъявили 3 девочки
тестовой группы (21,4%) и 3 девочки контрольной группы (17,7%). При
этом 2 из 3 девочек тестовой группы не связывали появление сыпи с
приемом препарата. У 1 девочки кожные высыпания появились на 3-ей
неделе курса, и хотя по настоянию родителей прием препарата был прекращен,
время появления сыпи не позволяет расценивать ее как следствие аллергической
реакции на какой-либо из компонентов комплекса.
Полученные результаты позволяют утверждать, что неблагоприятные события,
зарегистрированные у девочек тестовой группы, не имели достоверной
связи с приемом витаминного комплекса «Джунгли», а следовательно,
не могут расцениваться как побочные эффекты.
Рис. 4. Частота регистрации неблагоприятных событий у девочек
тестовой и контрольной групп за анализируемый период времени.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать
следующие выводы:
1. Окончание учебного года характеризуется повышением психо-эмоционального
и интеллектуального напряжения у школьниц, что может повлечь за собой
снижение адаптационного потенциала организма и качества жизни ребенка,
а следовательно требует проведения дополнительных мероприятий по предотвращению
нарушений в состоянии здоровья.
2. Эффективным методом профилактики неблагоприятных последствий повышенной
учебной нагрузки является устранение относительного дефицита витаминов,
возникающего в периоды повышенной потребности на фоне недостатка поступления
витаминов с пищей в весенний период времени.
3. Комплекс витаминов «Джунгли» является эффективным средством коррекции
витаминной недостаточности, не оказывает какого-либо достоверного
побочного действия и может быть рекомендован для применения у школьников
в период повышенной потребности в витаминах в конце учебного года.
Литература
1. Захарова И.Н., Скоробогатова Е.В. Дефицит витаминов у детей:
современные возможности коррекции//Педиатрия (приложение к журналу
CONSILIUM MEDICUM). – 2004. – № 3
2. Кучма В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы.
– М., 2002. – 280 с.
3. Черная Н.Л., Мозжухина Л.И., Иванова И.В., Широкова Т.Ю., Колбешина
Е.И., Боровкова Н.В. Мониторинг эффективности системы физического
воспитания детей //Здоровье и физическое воспитание детей и подростков:
Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным
участием. – Москва, 2003. – С.155–156.
4. Иванова И.В. Особенности течения адаптационных процессов у детей
школьного возраста в зависимости от морфо-функционального состояния
организма и под влиянием средовых воздействий: Автореф. дисс. канд.
биол. наук. – Ярославль, 2005. – 22 с.
5. Аболенская А.В. Адаптационные возможности организма и состояние
здоровья детей (клинико-экспериментальное исследование). – М.: Медицина,
1996. – 132 с.
6. Методология оценки состояния здоровья детей различных возрастных
периодов по критериям качества их жизни: Методическое пособие ФГУ
ЦНИИИОИЗ Росздрава. – М., 2005.
7. Регистр лекарственных средств России: энциклопедия лекарств. Ежегодный
сборник. – вып. 12, 2005.
журнал «Поликлиника» № 1 2007 г., стр. 82–86
