Четверг, 03.07.2025, 11:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2013 » Июнь » 15 » Современные технологии оценки и коррекции ранни�
    11:21
     

    Современные технологии оценки и коррекции ранни�



    На правах рукописи

    Фокина Наталия Анатольевна

    СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ И КОРРЕКЦИИ РАННИХ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
    14.01.08 - педиатрия


    Автореферат

    диссертации на соискание ученой степени

    кандидата медицинских наук

    Воронеж - 2010
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (ГОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Росздрава)

    ^ Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор

    Почивалов Александр Владимирович

    Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор

    Неретина Алла Федоровна
    доктор медицинских наук

    Швырев Анатолий Петрович

    ^ Ведущая организация: ГУ Научный центр здоровья детей РАМН

    Защита диссертации состоится «7» июня 2010 г. в «1300» часов на заседании диссертационного совета Д 208.009.02 при ГОУ ВПО ВГМА

    им. Н.Н.Бурденко Росздрава по адресу: 394036 г. Воронеж, ул. Студенческая, д.10.

    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Росздрава.

    Автореферат разослан «____»________ 2010г.



    Ученый секретарь

    диссертационного совета А.В. Будневский

    ^ Общая характеристика работы
    Актуальность темы

    Изучение состояния здоровья подрастающего поколения относится к числу ключевых вопросов современной медицины. На здоровье детей существенное влияние оказывает целый комплекс меняющихся социальных условий и факторов окружающей среды [Кучма В.Р. и соавт., 2006; Баранов А.А.и соавт., 2009].

    В программах охраны здоровья подрастающего поколения особое место должны занимать школьники - самый большой по численности контингент, составляющий 74% всего детского населения страны [Онищенко Г.Г., 2008]. Здоровье этого контингента социально обусловлено и зависит от таких факторов, как окружающая среда, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, а также в образовательном учреждении [Соловьева И.М. и соавт., 2003; Баранов А.А. и соавт., 2007].

    К школьно-обусловленным причинам относят стрессы, неправильное пи­тание, нарушения гигиены учебного процесса, неорганизованный досуг, умст­венные перегрузки, гиподинамию, вредные привычки [Маткиевский Р.А., 2002; Науменко Ю.В., 2006; Баранов А.А. и соавт., 2006; Кучма В.Р. и соавт., 2008]. По данным официальной статистической отчётности, общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась за 7 лет (с1999 по 2006) на 27,6 % [Рапопорт И.К., 2009].

    Время обуче­ния в образовательном учреждении совпадает с периодом роста и развития ре­бёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию неблагоприятных условий окружающей среды. Крайне высокий уровень пато­логии у школьников указывает на приоритетность проблемы здоровья подрас­тающего поколения [Онищенко Г.Г., 2005; Баранов А.А.и соавт., 2008]. Организация оздоровительных и профилактических мероприятий в условиях образователь­ного учреждения способствует снижению частоты нарушений здоровья у детей [Кучма В.Р. и соавт.,2006; Баранов А.А.и соав., 2006].
    ^ Цель исследования

    Усовершенствовать существующие технологии выявления и коррекции ранних нарушений здоровья учащихся младших классов средних образовательных школ.
    Задачи:

    1. Разработать программу по выявлению ранних нарушений здоровья среди школьников младших классов с использованием доступных и информативных методов диагностики, направленных на оценку функциональных резервов организма.

    2. Провести комплексное обследование младших школьников с целью оценки исходного уровня здоровья.

    3. Разработать и внедрить в образовательный процесс комплекс современных коррекционно-оздоровительных мероприятий, способствующий решению задач по формированию здоровья учащихся непосредственно в условиях учебного заведения.

    4. Провести сравнительную характеристику состояния здоровья школьников, обучающихся с использованием здоровьесберегающих медико-педагогических технологий в динамике наблюдения.
    ^ Научная новизна:

    Впервые апробирован комплексный подход к оценке здоровья учащихся младших классов, направленный на раннее выявление нарушений здоровья, повышение адаптации учащихся младших классов к школьным нагрузкам, совершенствование профилактических и оздоровительных мероприятий в школах в условиях интенсификации образовательного процесса.

    Предложен современный комплекс здоровьесберегающих медико-педагогических технологий, включающий мероприятия по организации рационального питания, профилактике психо-эмоционального напряжения и умственного утомления, оптимизации двигательного режима, профилактике возникновения нарушений зрения, интеграции информационных технологий, основанных на принципах биологической обратной связи (БОС) в образовательный процесс, а также по формированию здорового образа жизни учащихся и их родителей.

    Впервые внедрена система автоматизированного мониторинга состояния здоровья школьников и факторов на него влияющих, которая позволила проводить объективную количественную оценку психо-физиологических и клинических характеристик состояния здоровья школьников, уменьшить время и увеличить информативность обследования.
    ^ Практическая значимость

    Доказана эффективность использования комплексного подхода к оценке здоровья младших школьников, включающего методы оценки функциональных резервов организма, что способствовало выявлению ранних нарушений здоровья, проведению стратификации обследуемых по степени риска развития заболеваний и дифференцированному подходу к проведению лечебно-коррекционных мероприятий.

    Использование современных подходов к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях позволило:

    - улучшить состояние здоровья детей (отмечалось достоверное снижение функциональных нарушений зрения, наметилась тенденция к снижению функциональных отклонений со стороны системы пищеварения, а также психических расстройств и отклонений поведения);

    - повысить функциональные резервы детского организма (увеличение доли школьников с удовлетворительной адаптацией, снижение степени напряжения регуляторных систем организма);

    - уменьшить количество дней, пропущенных по болезни, в течение учебного года.

    Реализация эффективного медицинского и психолого-педагогического сопровождения процесса обучения позволила оптимизировать учебный процесс (составление расписания с учетом динамики работоспособности учащихся, шкалы трудности предметов), повысить школьную успеваемость и мотивацию учащихся (увеличение доли школьников, окончивших учебный год с оценками «хорошо» и «отлично» по сравнению с контрольной группой на 13%).

    Проведение мероприятий по формированию устойчивых ценностей здорового образа жизни позволило выявить и ограничить факторы риска, обусловленные образом жизни (гиподинамия, дефицит ночного сна, нарушения питания), оптимизировать внеучебные нагрузки, стимулировать медицинскую активность школьников, их родителей и педагогов.
    ^ Основные положения, выносимые на защиту:

    1. Результаты проведенного комплексного медицинского обследования младших школьников свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья учащихся в процессе обучения, а также значительной распространенности факторов риска развития заболеваний, обусловленных образом жизни.

    2. Предложенный комплексный подход к оценке здоровья младших школьников, включающий методы оценки функциональных резервов организма, способствует выявлению ранних нарушений здоровья, проведению стратификации обследуемых по степени риска развития заболеваний или осложнений и дифференцированному подходу к проведению лечебно-коррекционных мероприятий.

    3. Разработанный комплекс современных здоровьесберегающих медико-педагогических мероприятий способствует эффективному решению задач по формированию здоровья учащихся непосредственно в условиях учебного заведения.

    ^ Внедрение результатов

    Программа профилактики и оздоровления младших школьников внедрена в работу поликлиник города Воронежа: МУЗ «ГП №3» «Детская поликлиника №1», МУЗ «ГП №9» «Детская поликлиника №5», а также МУЗ «ДГКБ №1», санаторно-курортного корпуса ГУЗ «ВОДКБ №1», в образовательный процесс МОУ школ № 47, №80, № 19, № 68, №52.
    ^ Апробация работы

    Основные материалы диссертации доложены и обсуждены на 14 Конгрессе педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» (г. Москва, 2010), 10 Международной конференции «Современные технологии восстановительной медицины» (г. Сочи, 2008), 4 Международной научной конференции молодых ученых-медиков (г. Курск, 2010), 2 Молодежном инновационном форуме (г. Воронеж, 2009).

    Апробация работы проведена на совместном заседании кафедр факультетской педиатрии, госпитальной педиатрии, кафедры педиатрии лечебного факультета, неонатологии, детских инфекций Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н.Бурденко.
    ^ Структура диссертационной работы

    Диссертация написана в традиционном стиле, изложена на 146 страницах и состоит из введения, обзора литературы, описания материалов и методов исследований, трех глав результатов собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций. Библиографический указатель содержит 238 источников, из которых 173 опубликованы в отечественной и 55 в зарубежной печати. Работа иллюстрирована 20 таблицами и 13 рисунками.
    Публикации

    По теме диссертации опубликовано 12 работ в региональных и центральных изданиях, из них 3 – в изданиях, рекомендованных перечнем ВАК РФ.

    ^ Основное содержание работы
    Материалы и методы исследования

    Объектом исследования были 349 учащихся начальных классов (177 мальчиков и 172 девочки) в возрасте 7-9 лет. Родители школьников (349 чел.) опрашивались с помощью анкетирования.

    Школьники были разделены на две группы: I группа - 285 младших школьников (с 1-го по 3-й классы) МОУ школы №47, II группа - 64 младших школьника (с 1-го по 3-й классы) МОУ школы №80. Достоверных различий в поло-возрастных показателях учащихся I и II групп не наблюдалось.

    Школы, принимающие участие в исследовании, были сопоставимы по территориальному расположению, архитектурно-планировочному решению, расписанию учебных нагрузок, школьники обеспечены равноценным питанием, наполняемость классов была приближенно одинаковая. Исследование проводилось в 2007-2010 годах и состояло из четырех этапов:

    На первом этапе была проведена комплексная оценка состояния здоровья младших школьников.

    Второй этап включал в себя изучение медико – социальных аспектов факторов риска возникновения отклонений в со­стоянии здоровья младших школьников.

    На третьем этапе была научно обоснована и внедрена в школы программа профилактики и охраны здоровья учащихся в условиях комплексного влияния факторов образовательного пространства.

    Четвёртый этап исследования был посвящён оценке эффективности реализуемой программы.

    В процессе проведения исследования были использованы следующие методы: анкетирование родителей, изучение первичной медицинской документации, оценка физического развития и функциональных показателей, общеклинические методы, осмотр специалистов (педиатр, офтальмолог, невролог, ЛОР-врач, хирург,стоматолог, логопед, психолог), проведение электрокардиографического исследования и его анализ, определение функциональных резервов организма, с последующей количественной оценкой уровня здоровья осуществлялось с помощью аппаратно-программного комплекса (АПК) «ИСТОКИ ЗДОРОВЬЯ» (ООО ЦМП «Истоки здоровья», Рязань, 2003); выполнение реоэнцефалографии (РЭГ) по показаниям. По окончании обследования проводилось распределение выявленных функциональных отклонений и хронических заболеваний по классам болезней с учетом Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (десятый пересмотр).

    Для статистической обработки результатов исследования был использован пакет прикладных программ STATISTICA 6.0 фирмы StatSoft Inc. для персонального компьютера в системе Windows.
    ^ Результаты исследования и их обсуждение

    Начальным этапом исследования послужила оценка исходного уровня здоровья младших школьников и его динамики с учетом возраста и пола.

    В ходе проведения работы особое внимание уделялось анализу факторов образа жизни, так как наличие не­благоприятных факторов в младшем школьном возрас­те ведет к напряжению адаптационных механизмов и снижению функциональных возможностей организма, что повы­шает риск формирования у детей хронической патологии. Показано, что среди учащихся начальной школы отмечает­ся значительная распространенность таких факторов, как гиподинамия, дефицит ночного сна, нерациональная организация досуга и дефицитное по основным продуктам питание.

    С уче­том того, что факторы, обусловленные образом жизни, относятся к модифицируемым, приоритетным направ­лением в программе по профилактике заболеваний школьников было повышение мотива­ции к здоровому образу жизни не только самих учащих­ся, но и их родителей.

    В результате проведенного исследования установлено, что выявленные тенденции роста и развития младших школьников в целом отражают общие закономерности, свойственные детям крупных городов России [Ямпольская Ю.А., 2006; Ямпольская Ю.А., Скоблина Н.А., 2007].

    Нормальное физическое развитие было выявлено у 36% девочек и 42% мальчиков (р=0,251), у остальных имели место отклонения в физическом развитии: к группе высокорослых были отнесены 25% мальчиков и 24% девочек, к низкорослым - 6,8 % и 8,1% соответственно. Дефицит массы тела был выявлен у 24% мальчиков и 29% девочек, избыток - у 7,3% и 10% соответственно. В динамике обучения отмечалось снижение доли школьников с избыточной массой тела, а также низкорослых детей.

    Сравнительный анализ физиометрических по­казателей мальчиков и девочек показал, что во всех возрастных группах у мальчиков результаты динамометрии и спирографии достоверно чаще соответствуют возрастным нормативам, что согласуется с биологическими закономерностями развития.

    Показатели динамометрии выше среднего регистрировались достоверно чаще у мальчиков (р=0,05). Значения мышечной силы кисти ниже среднего достоверно чаще регистрировались у девочек (р=0,025). Показатели ЖЕЛ, начиная с 8 лет достоверно выше у мальчиков (р=0,041). ЖЕЛ выше среднего была выявлена у 12% мальчиков и 5% девочек (р=0,02).

    Для оценки физической подготовленности младших школьников использовались унифицированные контрольные упражнения. Мальчики во все возрастные периоды демонстрировали достоверно более высокие результаты скоростных, силовых показателей и общей выносливости. Однако девочки показали лучшие результаты в прыжках в длину с места и большую гибкость при наклонах вперед.

    Анализ результатов измерения артериального давления показал, что средние величины систолического и диастолического давления у 81,4% находятся в пределах физиологической нормы (САД ср.- 97,81,8 мм.рт.ст., ДАД ср. – 57,811,0 мм.рт.ст.). Отмечена распространенность артериальной гипотензии, максимальный рост которой был зарегистрирован на 2-м году обучения у 20% девочек и 15% мальчиков.

    Выявлена зависимость частоты регистрации гипертензивных реакций в динамике обучения школьников: в первых классах зарегистрированы у 3,1% обследованных, во вторых и третьих классах отмечается увеличение доли учащихся с повышенным АД до 5,9 % и 9% случаев соответственно (р=0,038).

    Учитывая важность раннего выявления нарушений здоровья с позиций комплексного интегрального подхода, количественная оценка уровня здоровья школьников с использованием АПК «ИСТОКИ ЗДОРОВЬЯ» дает возможность объективного сравнения результатов обследования в динамике наблюдения.

    Использование теста физических возможностей по Г.Л. Апанасенко (1992) позволило объективно оценить состояние кардиореспираторной системы. По результатам тестирования уровень физических возможностей соответствует возрастным нормативам или выше только у 46% учащихся, у остальных школьников - ниже среднего и низкий. Сравнительный анализ уровня физических возможностей в зависимости от пола и возраста показал, что среди мальчиков 9 лет снижение толерантности к физической нагрузке отмечается достоверно реже относительно школьников других поло-возрастных групп (р 0,05).

    Оценка вегетативного гомеостаза осуществлялась с использованием метода кардиоинтервалографии по Р.М. Баевскому (1988). Наибольшее количество детей с симпатикотонией наблюдалось в возрасте 7 лет (48 % обследованных), что связано с наличием напряжения в этом возрасте, обусловленного переходом на новую ступень социализации (начало системного обучения в школе). Преобладание ваготонии в 9 лет (44 % детей), вероятно, связано с тем, что на этот возраст приходится наиболее интенсивный рост ударного и минутного объемов кровообращения, что и привело к снижению ЧСС и развитию ваготонии.

    Изменения вегетативного баланса в виде активации симпатического звена рассматриваются как неспецифический компонент адаптационной реакции в ответ на различные стрессорные воздействия. Анализ структуры уровней адаптированности учащихся показал, что у 12% всех обследованных имела место удовлетворительная адаптация, у 56% школьников адаптация осуществлялась за счет умеренного напряжения регуляторных систем организма, у 21 % - с выраженным напряжением, у 8,4 % детей выявлялось перенапряжение механизмов адаптации, у 2,6% - истощение адаптации.

    Анализ результатов ЭКГ показал, что наибо­лее часто отмечались нарушения функции автома­тизма - у 18,3% обследованных школьников.

    С целью оценки функциональных резервов центральной нервной системы использовался анализ временных показателей простой зрительно-моторной реакции (Лоскутова Т.Д., 1975). Наиболее ранние изменения в деятельности ЦНС проявлялись нарушением устойчивости нервных процессов, что характеризуется снижением умственной работоспособности. Нормальные значения ФР ЦНС, свидетельствующие о гармоничном созревании структур мозга и достаточно высоком уровне неспецифической активации ЦНС были получены лишь у 14 % школьников.

    Результаты психологической диагностики с помощью модифицированного теста Люшера показали, что в коррекции нуждаются 46% школьников. Во всех возрастных группах процент мальчиков с указанными отклонениями достоверно выше, чем девочек (р
    По результатам медицинского осмотра, анализа медицинской документации установлены особенности структуры и распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний младших школьников.

    В структуре функциональных отклонений 1 ранговое место (483‰) занимала патология опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, уплощение свода стоп и др.) На 2 месте (344‰) находилась патология органов дыхания (в том числе, гипертрофия миндалин 1- 2 ст., аденоиды 1-2 ст.), на 3 месте – психические расстройства и отклонения поведения (гиперкинетические, невротические расстройства, дислалии и др.) (241‰), на 4 ранговом месте (188‰) - патология органов зрения (спазм аккомодации, миопия сл. степени и др.), 5 место (148‰) занимали заболевания органов пищеварения (кариес зубов, функциональная диспепсия).

    В структуре хронических заболеваний 1 ранговое место (243‰) принадлежит патологии органов дыхания (в том числе хронический тонзиллит, фарингит), на 2 месте находятся заболевания органов пищеварения (134‰), на 3 – патология опорно-двигательного аппарата (112‰), на 4 месте (88‰) - психические расстройства и отклонения поведения (логоневроз, тики, энурез и др.), на 5 - патология органов зрения (64‰).

    За период обучения в начальной школе отмечалось статистически значимое уменьшение количества здоровых детей, в то же время увеличивается процент школьников, отнесенных к третьей группе здоровья (рис. 1).



    Рис. 1. Распределение учащихся разных групп здоровья в динамике обучения.

    Сравнительный анализ распределения школьников по группам здоровья в зависимости от пола показал, что мальчиков с первой группой здоровья меньше, чем девочек: 6,2% и 11,6% соответственно (р=0,05).

    В целом патологическая пораженность младших школьников составила 2484‰. Анализ уровня патологической пораженности учащихся показал зависимость данного показателя от года обучения: если в первом классе его уровень составлял 1921‰, то уже в третьем классе - 3190‰ (р
    Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о негативных тенденциях в формировании здоровья младших школьников.
    Программа профилактики, сохранения и укрепления здоровья школьников

    Результаты проведенной работы позволили определить приоритетные направления для разработки программы по оптимизации профилактической и оздоровительной работы в образовательных учреждениях (табл.1).

    Таблица 1

    ^ Основные мероприятия программы профилактики, сохранения и укрепления здоровья школьников















    Работа с педагогами, учащимися и их родителями по формированию здорового образа жизни

    обучающие беседы, лекции для родителей и педагогов, индивидуальные консультации по итогам медицинских осмотров, введение в расписание «Урока Здоровья».


    В соответствии с постановлением Воронежской областной думы от

    25.01.2007 года № 747-IV-ОД «Об областной целевой программе «Дети Воронежской области на 2007 – 2010 годы» МОУ школа №47 г. Воронежа приобрела статус инновационной площадки областного уровня по реализации подпрограммы «Здоровый ребенок».
    Оценка эффективности мероприятий по профилактике и коррекции нарушений здоровья младших школьников

    На фоне реализации программы профилактики и охраны здоровья младших школьников «Здоровое поколение» отмечалась тенденция к увеличению процента детей, имеющих нормальное физическое развитие.

    Количество девочек основной группы с избыточной массой тела достоверно уменьшилось с 10,2% до 4,4% (р=0,042). У мальчиков основной группы зарегистрирована тенденция к снижению доли детей, имеющих рост ниже среднего. В основной группе во всех возрастных периодах наметилась тенденция к снижению процента школьников с дефицитом массы тела. В группе сравнения сохранялись стойкие закономерности физического развития младших школьников: высокорослость и дефицит массы тела.

    Отмечена положительная динамика функциональных показателей учащихся основной группы. У школьников основной группы отмечалось статистически значимое улучшение показателей ЖЕЛ и результатов динамометрии в динамике наблюдения (р
    Динамическая оценка физической подготовленности школьников выявила улучшение результатов контрольных упражнений обследованных школьников, что соответствует основным закономерностям развития детей этого возраста. Однако школьники основной группы демонстрировали более значительный рост показателей физической подготовленности при выполнении всей батареи тестов (р
    Динамическая регистрация ЭКГ в основной группе выявила отчетливую положительную динамику в нормализации ритма, уменьшение дисметаболических нарушений: общее количество выявленных изменений сократилось с 23,7% до 15,9% (р=0,035). Значительной положительной динамики в контрольной группе не отмечалось.

    Оценка физической работоспособности младших школьников основной группы показала значимое уменьшение количества детей, имеющих показатель физических возможностей ниже среднего и увеличение доли обследованных со средними значениями в динамике наблюдения и относительно группы сравнения (р
    Динамическая оценка функционального состояния школьников по результатам кардиоинтервалографии по Р.М. Баевскому выявила тенденцию к увеличению доли обследованных лиц в основной группе с удовлетворительной адаптацией, а также статистически значимое снижение степени напряжения регуляторных систем организма для поддержания активного равновесия со средой (р
    Внедрение в образовательный процесс основной группы медико-педагогических мероприятий по профилактике возникновения умственного утомления и психо-эмоционального напряжения оказали положительное влияние на динамику эмоциональных нарушений у детей, а также способствовали повышению функциональных резервов ЦНС. В основной группе отмечалось статистически значимое снижение доли детей с недостаточными ФР ЦНС: с 74% до 65 % школьников (р=0,02). У школьников основной группы наблюдалось достоверное снижение уровня тревожности, повышение стрессоустойчивости и эмоциональной стабильности (р
    Анализ школьной успеваемости показал, что внедрение в образовательный процесс основной группы педагогических здоровьесберегающих технологий позволило увеличить процент школьников, окончивших учебный год с оценками «хорошо» и «отлично» по сравнению с контрольной группой на 13% (с 58% до71% соответственно (р=0,043).

    Анализ посещаемости школьных занятий показал снижение количества дней, пропущенных по болезни, школьниками основной группы относительно группы сравнения (с 11,0±1,6 до 7,0±1,1 дней, р
    В ходе динамического изучения состояния здоровья младших школьников отмечалось изменение структуры, а также снижение распространенности функциональных отклонений детей основной группы. Положительным моментом являлось достоверное снижение функциональных отклонений со стороны органа зрения: с четвертого места эта патология переместилась на пятое (р=0,031). Наметилась тенденция к снижению функциональных отклонений со стороны системы пищеварения, а также психических расстройств и отклонений поведения в основной группе относительно аналогичных показателей в группе сравнения.

    По результатам динамического наблюдения структура хронических заболеваний в основной группе и группе сравнения значимо не изменилась. В основной группе отмечалась стабилизация уровня хронической патологии зрения, органов дыхания и пищеварения, в контрольной группе темпы роста хронической заболеваемости не изменились.

    Результаты проведенного исследования показали необходимость раннего выявления отклонений в состоянии здоровья детей с целью проведения своевременных профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, а также повышения медицинской активности семьи, что позволит увеличить эффективность совместных усилий врачей, педагогов и родителей в сохранении здоровья детей.

    Роль витаминов и минералов в комплексном оздоровлении младших школьников
    В рамках реализации программы профилактики и охраны здоровья младших школьников была проведена оценка эффективности использования витаминно-минерального комплекса «АЛФАВИТ школьник» с целью сезонной витаминопрофилактики.

    Школьники I группы были разделены на две подгруппы по 70 человек в каждой. В группе Iа (основная) к проводимым здоровьесберегающим мероприятиям была добавлена сезонная витаминопрофилатика. В группе IIа (контрольная группа №1) витаминопрофилатика не осуществлялась. Дети II группы составили подгруппу IIб (контрольная группа №2).

    Использование программного обеспечения АПК «Истоки Здоровья» позволило оценить качественный и количественный состав фактического рациона питания школьников. Анализ показал, что питание школьников было несбалансированным, дефицитным по основным макро- и микронутриентам.

    Изучение медицинских карт, результаты анкетирования родителей и анализ посещаемости школы показали достоверное (p0,05) снижение заболеваемости острыми респираторными инфекциями в Iа и IIа группах в течение периода наблюдения относительно детей IIб группы.

    По результатам общего анализа крови уже после первого курса приема ВМК «АЛФАВИТ школьник» и на протяжении всего периода наблюдения в Iа группе сохранялись более высокие значения (p0,05) показатели гемоглобина относительно IIа и IIб групп.

    Анализ функциональных резервов школьников Iа группы, проведенный в динамике наблюдения, показал статистически значимое (p0,05) увеличение доли детей, у которых адаптация к окружающей среде осуществляется за счет меньшего напряжения регуляторных систем организма и истощения функциональных резервов, этот процесс обеспечивающих.

    В качестве метода определения состояния центральной нервной системы (ЦНС), ее основных функциональных характеристик использовался анализ временных показателей простой зрительно-моторной реакции (Лоскутова Т.Д., 1975). В результате анализа полученных данных в Iа и IIа группах отмечалось увеличение показателей функционального состояния ЦНС, характеризующих умственную работоспособность школьников (p0,05).

    Полученные результаты наблюдения свидетельствуют о том, что ВМК «АЛФАВИТ школьник» восполняет алиментарный дефицит, способствует повышению адаптационного потенциала, умственной работоспособности и защитных сил организма в период интенсивного роста, может быть рекомендован как компонент оздоровительных программ для школьников.
    ВЫВОДЫ

    1.Результаты проведенного исследования свидетельствуют о негативных тенденциях в состоянии здоровья младших школьников. В динамике наблюдения за период обучения с первого по третий классы выявлено достоверное уменьшение количества здоровых детей, отнесенных к первой группе здоровья (с 15% до 4%), в то же время увеличение процента школьников, отнесенных к третьей группе здоровья (с 21,4% до 46%), а также увеличение «нагруженности диагнозами» одного ребенка.

    2.У учащихся младших классов обнаружена высокая распространенность отклонений в эмоциональной сфере (46% обследованных нуждались в психологической коррекции), что свидетельствует о повышенной уязвимости и чувствительности данного возраста к различным неблагоприятным факторам (перегрузки в школе, психотравмирующие факторы, конфликтные отношения в семье).

    3.Среди учащихся начальной школы выявлена значительная распространенность таких негативных факторов, как гиподинамия - у 58% школьников, дефицит ночного сна - у 55%, нарушения режима питания - у 62%, высокий процент пассивного курения (18%), что повышает риск формирования у детей заболеваний и отклонений развития.

    4.Использование в практике школьной медицины комплексного подхода к оценке здоровья учащихся, включающего методы оценки функциональных резервов организма, способствует выявлению ранних нарушений здоровья, проведению стратификации обследуемых по степени риска развития заболеваний или осложнений и дифференцированному подходу к проведению лечебно-коррекционных мероприятий в организованных детских коллективах.

    5.Использование современных подходов к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях позволило:

    - улучшить состояние здоровья детей (отмечалось достоверное снижение функциональных нарушений зрения, наметилась тенденция к снижению функциональных отклонений со стороны системы пищеварения, а также психических расстройств и отклонений поведения);

    - повысить функциональные резервы детского организма (увеличение доли школьников с удовлетворительной адаптацией, снижение степени напряжения регуляторных систем организма);

    - уменьшить количество дней, пропущенных по болезни, в течение учебного года.

    6. Реализация эффективного медицинского и психолого-педагогического сопровождения процесса обучения позволила оптимизировать учебный процесс (составление расписания с учетом динамики работоспособности учащихся, шкалы трудности предметов), повысить школьную успеваемость и мотивацию учащихся (увеличение доли школьников, окончивших учебный год с оценками «хорошо» и «отлично» по сравнению с контрольной группой на 13%).

    ^ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

    1.Перспективным методом оптимизации качества школьной медицины является автоматизированный мониторинг здоровья учащихся, который позволяет проводить углубленное исследование ребенка, совмещенное со скрининговыми клиническими и психологическими методами, а также обеспечивает медико-педагогическую интеграцию.

    2.Внедрение в практику медицинских осмотров школьников неинвазивного метода количественной оценки физических возможностей, вегетативного гомеостаза, умственной работоспособности, базовых психологических характеристик дает возможность сравнения показателей при последующих обследованиях, определения прогредиентного или регредиентного характера динамики полученных результатов, а также объективно оценить эффективность проводимых оздоровительных мероприятий.

    3.Интеграция в образовательный процесс эффективных профилактических и коррекционно-оздоровительных мероприятий, направленных на снижение школьных факторов риска, позволяет создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся непосредственно в условиях учебного заведения.

    4.Использование витаминно-минерального комплекса «АЛФАВИТ школьник» в условиях здоровьесберегающего подхода к образовательному процессу способствует повышению адаптационных возможностей, нормализации умственной и физической работоспособности школьников, снижению заболеваемости респираторными инфекциями, что позволяет применять его как компонент оздоровительных программ для школьников.

    ^ Список работ, опубликованных по теме диссертации:

    1.Дейнека А.Д. Резервометрия как объективный метод оценки эффективности реабилитационно-восстановительного лечения / А.Д.Дейнека, Т.В.Голубкова, Н.А.Фокина // Вопросы реабилитации и санаторно-курортного лечения у детей : сб. науч. тр. – Воронеж, 2007. – С.54-56.

    2.Фокина Н.А. Опыт использования современных технологий восстановительной медицины у детей / Н.А.Фокина, А.Д.Дейнека // Реабилитация детей в доме ребенка : сб. науч. тр. – Воронеж, 2008. – С. 103-106.

    3. Фокина Н.А. Объективная оценка реабилитационно-восстановительного лечения / Н.А.Фокина, А.В.Почивалов, Е.В.Дорохов // Современные технологии восстановительной медицины : материалы 10 Международной конференции «АСВОМЕД 2008». – Сочи, 2008. – С. 266-269.

    4. Фокина Н.А. Факторы риска развития отклонений в состоянии здоровья и характеристика образа жизни учащихся младших классов / Н.А.Фокина, А.В.Почивалов // Вестник молодежного инновационного центра. – Воронеж, 2009. – Вып.2.– С.127-130.

    5.Фокина Н.А. Результаты оценки состояния здоровья младших школьников общеобразовательной школы / Н.А.Фокина, А.В.Почивалов, А.И.Иванников // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2009. – Т. 8, № 4. – С. 913-917.

    6. Фокина Н.А. Оценка функциональных резервов организма ребенка как критерий школьной адаптации учащихся младших классов / Н.А.Фокина, А.В.Почивалов, А.И.Иванников // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2009. – Т. 8, № 4. – С. 1031-1034.

    7. Почивалов А.В. Роль донозологической диагностики в комплексной оценке состояния здоровья младших школьников / А.В.Почивалов, Н.А.Фокина // Актуальные проблемы педиатрии : материалы ХIV Конгресса педиатров России. - М., 2010. - С. 646.

    8. Почивалов А.В.Опыт применения витаминов и минералов в комплексном оздоровлении младших школьников / А.В.Почивалов, Н.А.Фокина // Вопросы современной педиатрии. – 2010. –Т. 9, № 1. – С. 126-130.

    9. Фокина Н.А. Современные подходы к оздоровлению школьников с использованием автоматизированного мониторинга / А.В.Почивалов, Н.А.Фокина, Е.А.Нефедкин // Материалы 4 Международной научной конференции молодых ученых-медиков. – Курск, 2010. – Т.3. – С. 313- 316.

    10. Фокина Н.А. Мониторинг здоровья как фактор профилактики заболеваемости младших школьников / Н.А.Фокина, А.В.Почивалов // Журнал теоретической и практической медицины. –2010. – Т. 8, №1. – С. 113-117.

    11.Фокина Н.А. Современные аспекты адаптации младших школьников в условиях образовательного пространства / Н.А.Фокина, А.В.Почивалов, А.И.Дрыжаков // Прикладные информационные аспекты медицины.– 2010. – Т.12, № 2. – С. 85-89.

    12. Фокина Н.А. Роль профилактики и коррекции нарушений зрения учащихся младших классов общеобразовательной школы / Н.А.Фокина, А.В.Почивалов, О.Д. Демченко // Прикладные информационные аспекты медицины.– 2010. –Т.12, № 2. – С. 79-84.
    Список сокращений

    АД - уровень артериального давления

    АПК - аппаратно-программный комплекс

    БОС - биологическая обратная связь

    ВМК - витаминно-минеральный комплекс

    ВНС - вегетативная нервная система

    ДАД - диастолическое артериальное давление

    ЖЕЛ - жизненная емкость легких

    ОРИ - острая респираторная инфекция

    РЭГ - реоэнцефалография

    САД - систолическое артериальное давление

    УФВ - уровень физических возможностей

    ФР ЦНС - функциональные резервы ЦНС

    ЦНС - центральная нервная систе­ма

    ЭКГ - электрокардиография

    Просмотров: 155 | Добавил: knowley | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2025 | Бесплатный конструктор сайтовuCoz