Вид проекта
Разработанный проект «Организация двигательной предметно- развивающей среды как средство физического развития дошкольников» сочетает в себе целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий, вариативности его использования как на непосредственно организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию, так и в других формах работы с детьми по физическому развитию. Основным содержанием проекта является развитие двигательной сферы детей, формирование разнообразных двигательных умений и навыков, развитие физических качеств и творческих способностей, воспитание нравственно-волевых качеств, повышение интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям.
Цель проекта
Основная цель проекта: создание двигательной предметно-развивающей среды в ДОУ как системы условий для физического развития и укрепления здоровья дошкольника.
Задачи:
Образовательные:
Формировать и совершенствовать жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, равновесие)
Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.).
Приучать самостоятельно, применять предметы спортивно-игрового оборудования.
Оздоровительные:
Формировать представления о своем теле, о необходимости сохранения своего здоровья.
Содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы.
Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.
Удовлетворять потребность детей в движении
Воспитательные:
Побуждать интерес к занятиям физической культурой, расширять круг представлений о разнообразных видах физических упражнений, их оздоровительном значении.
Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей.
Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.
Создавать условия для формирования взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми, проявление сопереживания, взаимопомощи
Сроки реализации проекта
Сроки реализации проекта – август 2010г. по май 2011г.
Программа реализации проекта предлагает поэтапное выполнение работ:
1 этап (подготовительный)- подготовка дошкольного учреждения к деятельности в новых условиях. Сроки: август 2010 г. Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения:
- разработку нормативно- правовых документов по реализации проекта, создании модели предметно- пространственной среды интегрированного вида, отбор диагностических методик для выявления уровней освоения образовательно-оздоровительных, изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна;
- разработку воспитательных показателей проекта, создание организационных, научно-методических условий для реализации педагогами развивающих технологий, отработку условий в создании модели партнёрской деятельности всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в контексте требований проекта.
2 этап (практический)- внедрение и реализация проекта деятельности.
Сроки: сентябрь 2010 – май 2011 г. Этап включает в себя следующие направления деятельности ДОУ: внедрение развивающих технологий проекта в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, внедрение разнообразных форм дифференцированной и индивидуальной работы для развития ребёнка дошкольного возраста.
3 этап (заключительный)- анализ и оценка результативности реализации проекта. Сроки май 2011 года. Этап включает в себя реализацию следующих направлений деятельности: оценку эффективности реализации проекта. Определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата, осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
5. Участники проекта- воспитатели
- дети
- родители
- специалисты ДОУ
Образовательная область
Образовательная область – «Физическая культура»
Актуальность темы.
Главной ценностью для человека является его здоровье. Причем эта ценность выступает в двух уровнях: личном и общественном. Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья и культуры движения. В современном обществе предъявляются высокие требования к психофизической подготовленности детей.
Исследования последних лет свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают дефицит движения. Одной из причин этого является их длительное пребывание в сидячем положении.(3)
По утверждению Э.М. Касаткиной одна из наиболее актуальной проблемы системы дошкольного образования является слабая материально- техническая база дошкольных учреждений , нехватка спортивного инвентаря, игрового оборудования.
Закон «О физической культуре и спорте» утвержденный президентом РФ 4 декабря 2004 года и выдвинутая концепция по развитию физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях о необходимости внесения большого вклада в дошкольное воспитание детей на период 2006-2012 год актуализирует проблему поиска средств и методов повышения эффективности физического воспитания детей 4-7 лет.
Наблюдается противоречие между потребностью в повышении эффективности физического воспитания в ДОУ и недостаточностью сведений совместного использования эффективных средств двигательной активности детей 4-7 лет, а также между ростом заболеваемости и недостаточностью рекомендаций и подготовленных специалистов по использованию этих средств.
В связи с этим разработка и обоснование методики физического воспитания детей 4-7 лет на основе вариативного использования предметно-развивающей среды в двигательной активности является весьма актуальной.
Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей.
Важным направлением в этой сфере является правильно организованная предметно-пространственная среда. Прежде всего, это двигательная предметно-развивающая среда. Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Каждому коллективу дошкольного образовательного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду, стимулирующую развитие дошкольников?
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
По утверждению Осокиной Т.И., Тимофеевой Е.А.М.А. Руновой среда должна носить не только развивающий характер, но также являться разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.
Удовлетворить естественную потребность детей в движении и увеличить двигательную активность дошкольников, призвана образовательная двигательная деятельность. Это возможно, как за счет изменения методики проведения организованной образовательной деятельности, не только стандартного спортивного оборудования и инвентаря, но и за счет применения нестандартного оборудования, изготовленного руками педагогов или инструктора по физическому воспитанию из бросового материала.(5)
На эффективность проведения непосредственно организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию педагога с детьми (Далее ноод) влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех
необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс упражнений живо, эмоционально, интересно.
Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы. Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Мы осознаем, что физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно. Решение этой проблемы видится в совокупности социально – педагогических условий. Этому способствует и использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей.(4)
Предполагаемые результаты.
Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.
Улучшение соматических показателей здоровья.
Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Организация воспитательно-образовательного процесса на основе модернизированного организационно педагогической деятельности.
Внедрение нестандартного оборудования, новых методов работы в содержания образования по повышению уровня физического развития дошкольников.
Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного возраста.
Внедрение в образовательный процесс дошкольного образованного учреждения инновационных форм работы с детьми и их родителями.
Рост престижа дошкольного образованного учреждения в муниципальной и региональной образовательных системах.
Критерии отслеживания результатов проекта. Экспертные оценки реализации проекта будут осуществляться по двум направлениям:
уровню физического развития детей, а именно:
1- морфологических особенностей физического развития;
2- развития физических качеств (быстроты, скоростно-силовых, ловкости гибкости, выносливости);
3- усвоения программного материала
уровню основной направленности проектной деятельности.
Уровень физического развития оценивалось по следующим параметрам:
Длина тела у дошкольников служит одним из критериев уровня соматической зрелости, а также является основанием для правильной оценки массы тела и окружности грудной клетки. Масса тела (вес) отражает степень развития костной и мышечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки. При диагностике физического развития дифференцируются группы детей с гармоничным развитием и отклонением в нем. Оценка физического развития проводится медицинской сестрой ДОУ в присутствии воспитателя группы по общепринятым методикам (В. В. Бунак). Измеряется рост, вес, окружность грудной клетки. Показатели физического развития детей 3 - 7 лет разработаны (Таблица 1).
Таблица 1Оценочная шкала физического развития дошкольников по шкалам регрессии
-
Возраст
Рост, см
Масса, кг
Окружность грудной клетки, см
3 года
95,27
3,78
14,850
1,535
51,90
2,06
4 года
100,56
5,76
16,02
2,3
52,07
2,68
5 лет
109,00
4,72
18,48
2,44
54,22
2,72
6 лет
115,70
4,32
21,34
3,14
55,58
3,28
7 лет
123,60
5,50
24,66
4,08
58,92
4,16