МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ДЮЙМОВОЧКА»
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТПО ТЕМЕ: «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ АКТИВНЫЙ ОТДЫХ»ИСПОЛНИТЕЛЬ:
АМЕЛИЧЕВА ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА,
ИНСТРУКТОР ПО ФИЗО
МДОУ Д/С «ДЮЙМОВОЧКА».
г. ДЕСНОГОРСК
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………………...3
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
1. Теоретические аспекты психофизического развития детей дошкольного возраста……...……………………………………………………………………52. Развитие физических качеств………………………………..……………....7
3. Активный отдых как средство оздоровления детей……………………....10
^ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Диагностика уровня психофизического развития..…...………...……..….12
Принципы построения работы…………………………..………………....18
Формы работы по психомоторному развитию детей, через активный отдых……...………………………………………………………………….20
Система использования активного отдыха в психомоторном развитии детей старшего дошкольного возраста……….............................................21
Работа с родителями……………………………...…………………………25
План летней оздоровительной работы для детей старшего дошкольного возраста………………...…………………………………………………….31
Заключение……………………… ……………………………………………..32
Используемая литература………………………………………………………34
Приложения……………………………………………………………………..35
^ I. ВВЕДЕНИЕ. Физическое развитие дошкольников – это процесс формирования потребности в здоровом образе жизни, коррекция двигательной активности детей, развитие физических качеств личности, оздоровление детского организма.
В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. В ней подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих физическое и психическое здоровье детей. Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем.
Физическое воспитание содержит неограниченные возможности для всестороннего развития ребенка. Оно помогает ему раскрыть свои двигательные способности, мобилизировать психические и физические силы, способствует развитию интеллектуальных процессов – внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления; улучшают умственную работоспособность. Физическое воспитание – это важнейшее средство формирования человека как личности.
Между тем в многочисленных публикациях последних лет отличается прогрессивное снижение уровня здоровья населения, и в первую очередь наиболее социально и биологически уязвимых его групп, к которым относятся и дети.
Первое, с чем я столкнулась в своей работе – это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают двигательный дефицит, т.е. количество движений проводимых ими в течение дня ниже возрастной нормы, задерживается возрастное развитие быстроты, гибкости, выносливости, силы. Дети имеют лишний вес, нарушение осанки, плоскостопие.
Меня как инструктора по физической культуре, естественно волнует вопрос, почему дети стали чаще болеть. Почему снизилась двигательная активность. На мой взгляд, это происходит по тому, что появились многосерийные детективы, компьютерные игры, много настольных игр (конструкторы, кубики и др.). Родители с детьми ожидают лифт, чтобы подняться на второй этаж. А это отрицательно сказывается на физическом развитии, общем состоянии здоровья, уровня физической подготовленности.
Также в настоящее время воспитательно-образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности. Введение дополнительных занятий неизбежно приводит к снижению уровня двигательной активности детей, вызывает перегрузку организма, что, безусловно, оказывает отрицательное воздействие на их психическое и физическое развитие. Но современные требования общественной жизни таковы, что увеличение информационной нагрузки и усложнение учебных программ, предназначенных для детей дошкольного возраста, неизбежно.
Таким образом, я считаю, что проблема физического развития детей в настоящее время, является актуальной. В связи с тем, что значительно снижена двигательная активность детей, необходимо обеспечить педагогические условия и разработать эффективные формы работы, которые позволят компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок на детей, который будет способствовать воспитанию здорового ребенка и его всестороннему развитию.
^ II. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Теория и методика физического воспитания, их содержание в разные исторические эпохи развития общества постоянно совершенствуются, углубляются, уточняются. Экспериментальное доказательство И.М. Сеченовым и И.П. Павловым того, что психическая деятельность происходит не самопроизвольно, а в тесной зависимости от телесной деятельности и условий внешнего мира, позволило утверждать, что «все внешние проявления мозговой деятельности действительно могут быть сведены на мышечное движение». Влияние тела на состояние нервной системы огромно. Первоначальное значение для протекания психических процессов имеет физическая активность. Между деятельностью центральной нервной системы и работой опорно-двигательного аппарата человека существует теснейшая связь.
Физиологические исследования подтверждают, что многие функции центральной нервной системы зависят от активности мышц. Учитывая эти потенциальные возможности ребенка, взрослые оказывают воспитательное воздействие на него. Это выражается, прежде всего, в заботе о его физическом и духовном здоровье, эстетическом развитии. Физическое воспитание содержит неограниченные возможности для всестороннего развития ребенка. Оно помогает ему раскрыть свои двигательные способности, мобилизировать психические и физические силы. Благодаря физическим упражнениям, воздействующим на мозг, эндокринную, дыхательную систему, значительно оздоравливается организм в целом.
Создателем оригинальной теории физического воспитания в России является П.Ф.Лесгафт., крупнейший ученый–педагог, доктор медицины и хирургии. Научно-материалистические взгляды П.Ф.Лесгафта легли в основу его педагогической системы, главное место в которой занимает теории физического образования. В основу подбора физических упражнений он положил возрастные анатомо-физиологические особенности детей. В.В.Гориневский является основоположником врачебного и педагогического контроля за осуществлением занятий физическими упражнениями. Е.А.Аркин, профессор, доктор педагогических наук – продолжал идеи П.Ф.Лесгафта и В.В.Гориневского. А.И.Быкова, разрабатывала проблему развития движений детей дошкольного возраста, обосновала и раскрыла процесс обучения детей движениям. Большой вклад в педиатрию и педагогику дошкольного возраста внесла профессор, доктор медицины Л.И.Чулицкая. Значительный вклад в развитие физической культуры внесли виднейшие ученые: педагоги – А.В.Кенеман, Т.И.Осокина, Л.И.Пензулаева, Е.А.Тимофеева, Д.В.Хухлаева и др.; психологи – А.В.Зпорожец, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев.
Целью физического воспитания является «создание» здорового, жизнерадостного, физически совершенного, творческого, гармонически развитого ребенка. Теория физического воспитания решает воспитательные, оздоровительные и образовательные задачи. Для решения этих задач используются комплексные средства, которые позволяют разносторонне воздействовать на организм ребенка.
Замечательный педагог К.Д.Ушинский придавал большое значение пребыванию детей на воздухе. Его мысли по этому вопросу, неоднократно высказанные им в различных трудах, не утратили актуальность и по сей день.
Известный отечественный педагог В.А.Сухомлинский считал, что «забота о здоровье детей – важнейший труд…, а… во главе педагогических мероприятий, проникая через всю воспитательную работу, должна стать забота об укреплении здоровья ребенка».
^ 2. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ.Физические качества – сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психологических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно-силовые и временные характеристики движения ребенка.
^ Физические качестваКритерии оценкиСредства развитияМетоды развитияБыстротаСпособность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Время двигательной реакции, скорость одиночного движения, частота движения.
Упр., выполняемые с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (бег медленный, быстрый и очень быстрый).
Подвижные игры.
Скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание.
Упр. в размахивании, кружении, ударах, бросании и толкании легких предметов, поворотах, выполняемых с максимальной частотой.
Повторный
Переменный (с варьирующими ускорениями)
Игровой
Соревновательный
ЛовкостьСпособность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво.
Нет общего крите-рия оценки.
Физические упр. в основных движениях (ходьба и бег между предметами; с преодолением различных препятствий – пролезть в обруч, перепрыгнуть через предмет, метание, игры в мяч, прыжки, лазание).
Общеразвивающие упр. с предметами различной формы, массы, объема.
Подвижные игры.
Совместные упр. Вдвоем, небольшой группой с мячами, шестами. Применение необычных и.п. (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать).
Изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
СилаСпособность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения.
Килограммы – (оценивается абсолютная сила без учета собственного веса и относительная сила – абсолютная сила, деленная на вес человека).
Упр. с повышенной сопротивляемостью: упр. С набивными мячами; упр., включающие поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях).
Упр., отягощенные весом собственного тела: общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; упр. В основных движениях (различные прыжки, лазание, ползание).
Метод серийных упр.
Метод интервальных упр.
ГибкостьСпособность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении.
Максимальная амплитуда движений.
Выполнение физических упр. с большой амплитудой.
Общеразвивающие упр. с предметами и без них.
Стретчинг – система упр., направленных на улучшение гибкости, повышение подвижности суставов.
Метод серийных упр. (только после разминки).
Равновесиеспособность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.
Сохранение устойчивого положения тела в статике и динамике.
Движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия: упражнения, выполняемые на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке); метание.
Упр., направленные на совершенствование анализаторов, обеспечивающих сохранение равновесия (качание на качелях; подвижные игры).
Метод повторных упр.
Метод интервальных упр.
ВыносливостьСпособность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности.
Время, в течение которого человек выполняет физическую работу.
Циклические упр.: бег, ходьба.
Метод непрерывных упр. небольшой интенсивности, повторных упр. или более активных упр. с небольшими перерывами.
^ 3. АКТИВНЫЙ ОТДЫХ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ. Укрепить здоровье можно не только
таблетками, горькими лекарствами,
но и веселыми праздниками и досугами,
которые как воздух необходимы детям.
Большое значение в физическом развитии, образовании и воспитании детей дошкольного возраста имеют спортивные мероприятия и праздники. Доступность и полезность их доказано многочисленными научными исследованиями.
Физкультурный праздник, продолжительность которого 40-50 мин, проводится 3 раза в год. Физкультурным праздникам, как и другим торжествам, должны сопутствовать радостная обстановка, яркие, запоминающиеся сюрпризы, музыка, смех и веселье. Праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию у них интереса и потребности в занятиях по физической культуре. В содержание праздника включаются: подвижные и спортивные игры, эстафеты, игры с пением, аттракционы, музыкально-ритмические движения. Используются игровые приемы, упражнения, загадки. На спортивном празднике обязательно участие родителей – ведь это показатель эффективной работы дошкольного учреждения. Нельзя забывать и о сюрпризах. Они являются кульминационным моментом праздника и отражают его специфику.
^ Физкультурный досуг – одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка. Закрепляет двигательные умения и навыки, развивает быстроту и ловкость, выносливость и внимание, смелость и упорство, организованность, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы.
Варианты физкультурных досугов различны:
строится на хорошо знакомых играх и игровых упражнениях,
строится на упражнениях в основных видах движений и спортивных упражнениях; в основу организации должен быть положен принцип индивидуально-дифференцированного подхода,
«Веселые старты» – строится в основном на играх-эстафетах, аттракционах,
строится на элементах одной из спортивных игр (баскетбол, футбол, волейбол),
музыкально-спортивный вариант – все упражнения, игры, движения выполняются под музыку.
Физкультурный досуг не должен совпадать с физкультурными занятиями и праздниками.
^ Дни здоровья и каникулы содействуют оздоровлению детей, предупреждают утомление. В эти дни отменяются все виды учебных занятий. Двигательный режим насыщается играми, музыкальными развлечениями, походами, спортивными играми, соревнованиями. На такие мероприятия обязательно приглашаются родители воспитанников.
Дни здоровья способствуют укреплению здоровья, улучшению физического развития и деятельности сердечно-сосудистой системы, развитию моторики и физических качеств, повышению работоспособности детей.
Цель дней здоровья – это воспитание здорового образа жизни семьи, совершенствование умений и навыков детей.
^ III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.1
. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. Своевременная и углубленная диагностика физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств у ребенка, а так же определить степень его соответствия возрастным нормам.
Результаты тестирования детей помогают изучить особенности их моторного развития и определить необходимые средства и методы физического воспитания. Тестирование позволяет выявить неравномерности в развитии двигательных функций детей, что дает возможность определить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические приемы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения.
Диагностику уровня психофизического развития провожу два раза в год, по следующим параметрам:
^ Состояние здоровья детей изучается медицинскими работниками дошкольного учреждения. При обследовании дается оценка состояния их здоровья. Все дети распределены по группам здоровья. В первую группу здоровья входят практически здоровые дети. Во вторую группу – дети, имеющие функциональные отклонения со стороны различных органов и систем, а также часто болеющие (3 и более раза в год). Третью группу составляют дети с хроническими заболеваниями и состоящие на учете у специалистов.
В таблице приведены данные за 2 года от старшего до подготовительного возраста группы №6, где можно увидеть изменения, которые произошли в течение двух лет. Количество детей в старшей группе с I группой здоровья было 13, а к концу подготовительной группы стало 16. Количество детей со II группой здоровья осталось прежним по причине вновь прибывших детей в подготовительную группу. С III группой здоровья был один ребенок, а к концу подготовительной группы его состояние улучшилось, и он был переведен во II группу здоровья.
Это обусловлено тем, что систематически проводились занятия по физической культуре, как в зале, так и на воздухе.
^ ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ ГРУППА №6
(ЗА ДВА ГОДА) №
п/п
Фамилия, имя
2005-2006г.г.
2006-2007г.г.
заболеваемость
(дней в году)
группа здоровья
заболеваемость
(дней в году)
группа здоровья
1
Березовский Д.
8
2
6
2
2
Виллисов Яр.
20
1
5
1
3
Даниличев Д.
30
1
10
1
4
Алексеенко Л.
25
1
5
1
5
Жаворонкина Д.
9
1
11
1
6
Кравцова Л.
12
2
11
1
7
Титов Вл.
20
1
-
1
8
Калинина Л.
40
2
14
1
9
Дюнов Вл.
25
2
7
1
10
Земсков Е.
38
2
18
2
11
Матвеев А.
-
1
-
1
12
Макаров Д.
48
3
23
2
13
Скрынникова Д.
8
1
-
1
14
Сидоренкова М.
4
1
-
1
15
Прибыльнов В.
20
2
16
Левашов В.
28
2
17
Каримуллина Л.
13
1
4
1
18
миханошина О.
36
2
28
2
19
Карабанова О.
16
1
7
1
20
Ливанкин М.
17
1
8
1
21
Буданова Ан.
10
1
5
1
22
Хохлов Е.
10
1
7
1
ВСЕГО:389
261
^ I группа здоровья13
16
II группа здоровья16
6
^ III группа здоровья1
-
Физическая подготовленность ребенка характеризуется степенью сформированности навыков основных видов движений:
быстрота
гибкость
выносливость
силовая выносливость
координационные способности
скоростно-силовые качества
(скоростные качества)
-бег на 10м с хода (сек)
-бег на 30м со старта.
-наклон вперед из положения стоя (см)
-бег на выносливость (120м/сек)
-подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 30 сек)
-челночный бег 5x6 (сек)
-статическое равновесие (сек)
-отбивание мяча от пола с продвижением вперед (кол-во раз за 30 сек)
-прыжки через скакалку (кол-во раз за 30 сек)
-прыжок в длину с места (см)
-метание малого мяча в цель (кол-во попаданий из 5 попыток)
Физическая подготовленность детей изучалась мною, совместно с медицинскими работниками. Обследования проводились на физкультурных занятиях, во время подвижных игр или в свободное время в индивидуальном порядке. Данные заносились в тетрадь. Результаты обследований сравнивала со стандартными показателями для детей данного возраста. Материалы полученных мною результатов диагностики представлены в диаграммах.
^ УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ №6 ЗА 2005 – 2006 УЧЕБНЫЙ ГОД.

УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
^ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ №6 ЗА 2006 – 2007 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Анализ данных проведенной диагностики позволил выявить причины неудовлетворительного состояния здоровья детей:
–недостаточное количество подвижных игр во время прогулки,
–относительно низкая моторная плотность (менее 70%) и слабый тренирующий эффект, различных типов занятий,
–большое количество настольных и малоподвижных игр.
–рождение детей с отклонениями в развитии.
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Дети, имеющие незначительные функциональные отклонения в состоянии здоровья, чаще всего характеризуются отставанием в двигательном развитии. Без достаточных оснований и заключений врача я этих детей не освобождаю от занятий по физкультуре, а лишь только ограничиваю для них на определенное время виды нагрузок, которые для них трудны, т.е. упражнений с высокой интенсивностью движений.
На основе диагностики уровня физической подготовленности сформулировала цель и задачи своей работы.ЦЕЛЬ: – сохранение и укрепление здоровья детей, развитие психомоторных качеств через активный отдых.
ЗАДАЧИ:
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
Совершенствование движений в естественных условиях, обогащение двигательного опыта.
Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни.
Гармоничное психофизическое развитие детей в соответствии с возрастными особенностями.
Физическое развитие детей, через активный отдых, укрепление их здоровья, направленного на их подготовку к школе.
^ 2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОТЫ. В своей работе с дошкольниками я использую следующие принципы:
ПРИНЦИП ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. Этот принцип решает задачи укрепления здоровья детей и обусловлен возможностью выбора благоприятных условий проведения досугов, праздников, дней здоровья. Проведение каждого мероприятия рассматриваю с позиции здоровья каждого ребенка. Главное правило – «не навреди здоровью». Стараюсь создать оптимальные условия для игр и занятий. Стараюсь дни здоровья, досуги проводить на свежем воздухе, для повышения функциональных возможностей отдельных органов и систем организма (больше поглощается кислорода, усиливается обмен веществ). При сочетании естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивается эффект закаливания. Подбирая упражнения разного вида сложности, обязательно обеспечиваю страховку, предупреждая детский травматизм.
^ ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ – обязателен для всех форм физического воспитания: формирования двигательных навыков, закаливания, режима. Систематичность проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность физкультурных занятий, праздников, развлечений, досугов, на протяжении всего учебного года обеспечивает реализацию принципа систематичности. Соблюдается четкая последовательность с обязательным чередованием нагрузок и отдыха.
^ ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ. Планируя свою работу с детьми, я учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка: состояние здоровья, уровень физической подготовленности, уровень двигательной активности. Для ослабленного, часто болеющего ребенка даю упражнения с малой нагрузкой, постепенно увеличивая ее. Во время бега стараюсь не допускать внезапных остановок т.к. при внезапной остановке падает артериальное давление в сосудах мозга, что может привести к обмороку. По характеру физической подготовленности дошкольники делятся три группы – дети с высокими, средними и низкими показателями основных видов движений. Детям с высоким уровнем предлагаю задания, направленные на совершенствование их двигательной активности, задания с большей нагрузкой (упражнения в парах, различные виды прыжков, отжимание). Детям со средним уровнем даю специальные задания, направленные на развитие волевых и физических качеств, например: для развития ловкости даю знакомые движения с изменяющимися ситуациями. Для развития силы – лазание по канату, отжимание, приседание. Для развития быстроты – подвижные игры «Ловишки с лентой», «Догони обруч», «Кто больше соберет». Для детей с низкими показателями физической подготовленности даю задания, способствующие их общему физическому развитию.
Каждый ребенок уникален и неповторим. И поэтому на каждом своем занятии я стараюсь развивать их индивидуальность.
^ ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Только устойчивый интерес побуждает ребенка к активности, к преодолению препятствий, направляет на приятную деятельность. Спортивные модули, имеющиеся в нашем детском саду, стимулируют двигательную активность детей. С ними я придумываю различные задания на развитие движений – прыжки, спрыгивание, упражнения в равновесии и т.д. Принцип активности предполагает высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества. Из спортивных модулей строим с ребятами «Спортивный город» и предлагаю им самостоятельно придумать то или иное упражнение. Это особенно хорошо для тех детей, которые отличаются от других стеснительностью, замкнутостью, что проявляется в их нежелании участвовать в соревнованиях. А в таких мероприятиях как «Спортивный город» они с удовольствием включаются в коллективные игры, у них возникает желание быть участниками, главными героями в подвижных играх или физкультурных заданиях. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что активный отдых положительно влияет на двигательную активность детей.
^ 3. ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПСИХОМОТОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ,ЧЕРЕЗ АКТИВНЫЙ ОТДЫХ.
4. СИСТЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА В ПСИХОМОТОРНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.^ СТАРШАЯ ГРУППА №6 (2005 – 2006 УЧЕБНЫЙ ГОД)
Сроки
Задачи психомоторного развития.
Содержание.
Форма.
Оборудование.
сентябрь
Выявление физического развития и физических качеств ребенка, определе-ние степени его соответ-ствия возрастным нормам.
Диагностика
Физкультурное занятие и занятия во внеурочное время.
Мячи, скакалки, маты, секундомер.
Закрепить знания детей о сигналах светофора, о видах транспорта, о правилах поведения на дорогах. Развитие ловкос-ти, быстроты, внимания.
«Мы дружны со светофором»
Спортивное развлечение.
Скамейки, мячи, обручи, паралоновые модули.
октябрь
Пропаганда здорового образа жизни, формиро-вание у детей интереса к познанию, развитие твор-ческих интересов.
«Азбука здоровья»
«День Здоровья»
Скамейки, мячи, кегли, пирамидки.
Развивать силовую вынос-ливость, используя различ-ные ситуации в двигатель-ной деятельности. Воспи-тывать чувство товари-щества, доброты.
«Веселые старты»
Соревнование между группами.
Скакалки, мячи, обручи, туннели, батут.
Развитие красоты движе-ния, ловкости, внимания; формировать представле-ния детей о сезонных явле-ниях в природе и переда-вать это в движении.
«Веселые листочки»
Физкультурный досуг.
Кленовые листочки, кубики.
ноябрь
Познакомить детей с приметами осени, приви-вать любовь к труду. Развивать силу, быстроту, сообразительность.
«В гостях у Осени»
Праздник.
Листочки, мячи, скамейки, овощи, обручи.
Развивать у детей быстроту реакции; совершенствовать освоенные навыки; воспи-тывать доброе отношение к сверстникам.
«Забавные игры сегодня нас ждут»
Физкультурный досуг.
Мячи, скамейки, кегли, ленточки.
Познакомить детей с работой человеческого сердца; формировать лю-бовь и осознанное отноше-ние к выполнению упраж-нений и игр, которые наиболее полезны для укрепления сердечной мышцы.
«Сердце я свое сберегу, сам себе я помогу»
Познавательное занятие.
Запись стука сердца, бумаж-ные сердечки, синие и красные мячи.
декабрь
Познакомить детей с зарождением Олимпий-ского движения. Совер-шенствовать в соревнова-тельной форме навыки основных видов движений.
«Зимняя Олимпиада»
Физкультурный досуг.
Лыжи из пластиковых бутылок, пирамиды, клюшки, шайбы.
Ознакомить детей с зимними видами спорта; развивать ловкость, быст-роту, выносливость.
«Зимние забавы»
Интегрированное занятие (физк.+муз.+англ.яз.)
Санки, лыжи, мячи, клюшки.
январь
Прививать у детей чувство прекрасного; с помощью физических упражнений закаливать организм, раз-вивать выносливость, силу, быстроту.
«Здравствуй Зимушка-Зима»
Праздник-путешествие.
Мячи, обручи, скакалки, паралоновые модули, бумажные снежинки.
Развивать чувство товари-щества; совершенствовать прыжки, вращение обруча; преодоление препятствия.
«Веселые старты»
Соревнования на прогулке.
Большие мячи, скамейки, туннели, сухой бассейн.
Закрепить представления о значении светофора, о его сигналах. Готовить детей к самостоятельности на улице и оказанию первой медицинской помощи. Воспитание ответствен-ности за свои поступки.
«Путешествие в страну дорожных знаков»
Развлечение.
Дорожные знаки, светофор, скамейки, мячи, обручи.
февраль
Закрепить навыки гигиены (мытье рук, расчесывание). Профилактика туберкулеза. Воспитание чувства ответственности за свое здоровье.
«В гостях у доктора Лекари»
День здоровья.
Паралоновые модули, мячи, деревянная лестница, мешочки с песком.
Подарить детям радостное настроение, воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества. Развивать силу, ловкость, находчивость, быстроту.
«Бравые солдаты»
Спортивно-музыкальное развлечение.
Противогаз, скамейки, модули, мячи, игра «Собери автомат», биты, вата, йод.
март
Выработать осознанное отношение к выполнению упражнений на растягива-ние и расслабление дыха-ния; дать детям самостоя-тельно принять решения по защите своего организма от вреда курения.
«Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет!»
Беседа.
Мячи, обручи.
Учить детей придумывать движения, находить сред-ства и способы их выраже-ния; пробуждая к актив-ному творческому самовы-ражению развивать лов-кость и внимание.
«Мяч – это здорово!»
Физкультурный досуг.
Мячи (большие, маленькие, мыльные пузыри).
апрель
Развивать быстроту, ловкость, выносливость. Воспитывать справедли-вость, дружелюбие. Укреп-лять связь с семьей с по-мощью совместных меро-приятий.
«Мама, папа, я – дружная семья!»
Спортивный праздник.
Паралоновые модули, обручи, скакалки.
май
Формировать стремление к самостоятельному поиску способов и средств двига-тельного замысла. Приви-вать любовь к природе. Развивать ловкость, силу, внимание, быстроту.
«Туристы»
Поход в парк.
Мячи, обруч, веревочки, скакалки, природный материал.
Помочь детям через игро-вые упражнения и соревно-вания познать себя; учить распределять свои силы. Воспитывать доброту, вза-имопонимание.
«Ветка дружбы»
Спортивно-музыкальное развлечение.
Скакалки, мячи, скамейки, туннель.
^ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА №6 (2006 – 2007 УЧЕБНЫЙ ГОД)
Сроки
Задачи психомоторного развития.
Содержание.
Форма.
Оборудование.
сентябрь
Выявление физического развития и физических качеств ребенка, определе-ние степени его соответ-ствия возрастным нормам.
Диагностика
Физкультурное занятие и занятия во внеурочное время.
Мячи, скакалки, маты, секундомер.
октябрь
Развивать у детей силу воли, выносливость. Выявить интерес к играм, их знания о названии и правилах игр, умение достигать цели.
«Делай как все, делай лучше других»
Физкультурный досуг
Мячи по коли-честву детей.
Развивать фантазию, акти-визировать слуховое вни-мание. Закрепление навы-ков личной гигиены. Раз-витие быстроты, выносли-вости, силы.
«В стране Королевы здоровья»
День здоровья
Скакалки, мячи, обручи, скамейки.
ноябрь
Через игровую ситуацию активизировать двигатель-ную активность и внима-ние детей. Содействовать развитию органов дыхания. Развивать силу, быстроту, ловкость.
«Золотая Осень в гости к нам пришла»
Осенний праздник.
Скакалки, модули, сухой бассейн, овощи, скамейки.
Развитие координации движений; воспитывать умение внимательно отно-ситься к действиям других. Упражнять в технике владения скакалками.
«Скакалочка-выручалочка»
Физкультурный досуг.
Скакалки.
Закрепить представление о назначении светофора, о его сигналах. Совершенст-вование техники челноч-ного бега, ходьбы по наклонной скамейке. Вос-питывать чувство товари-щества.
«Путешествие в страну дорожных знаков»
Спортивное развлечение.
Мячи, модули, дорожные знаки, велосипеды, обручи.
декабрь
Учить детей перевопло-щаться в образы различных героев, радоваться самим и приносить радость товари-щам. Развивать глазомер, умение соизмерять свои возможности.
«Наши будущие чемпионы»
Физкультурный досуг.
Снежки, клюшки, мячи.
Развивать у детей ловкость, выносливость, смелость, чувство самостоятельнос-ти. Формировать чувство прекрасного.
«Зимние забавы»
Комплексное занятие (физк.+муз.+англ.яз.)
Санки, клюшки, мячи, снежки.
январь
Развивать творческие спо-собности детей при выпол-нении двигательных дейст-вий. Формировать чувство прекрасного, замечать это в окружающей природе.
«В гостях у Дедушки Мороза»
Зимний праздник.
Флажки, санки, лыжи, обручи.
Учить детей свободно использовать свой двига-тельный опыт. Развивать память, внимание, быстро-ту мышления. Учить само-стоятельно придумывать игры.
«Кто придумает больше игр»
Физкультурный досуг.
Мячи, санки, кубики.
Познакомить детей с фун-кцией скелета и мышечной системы в организме; выра-ботать осознанное отноше-ние к спортивным сорев-нованиям как к проверке натренированности своей мускулатуры.
«Опора и двигатели нашего организма»
Познавательное занятие.
Схемы человеческого скелета, мячи, обручи, скакалки.
февраль
Развивать интерес в игре в футбол. Учить соблюдать полученные знания при ведении мяча. Воспитывать дружеское отношение к сверстникам.
«Юные футболисты»
Физкультурный досуг.
Мячи.
Оздоровление организма детей, развитие выносли-вости, ловкости, воспита-ние чувства коллективизма, взаимопомощи.
«Поход в зимний парк»
День здоровья.
Аптечка, чистая вода, мяч.
Подарить детям радостное настроение; воспитывать любовь и уважение к защитникам отечества. Раз-вивать ловкость, смекалку, быстроту, выносливость.
«У солдата выходной…»
Спортивный праздник.
Модули, мячи, скамейки, скакалки, противогазы, бинты.
март
Развивать у детей ловкость, смелость, уверенность в себе. Сохранять равнове-сие, ориентироваться в пространстве.
«Сильным, ловким вырастай!»
Физкультурный досуг.
Мячи, футбольные ворота, ракетки, флажки.
Познакомить детей с раз-нообразными видами спор-та. Продолжать знакомство с идеалами Олимпийского движения. Развитие любо-знательности, смелости, выносливости. Воспиты-вать чувства дружбы, взаимовыручки.
«Кольца дружбы»
Познавательное занятие.
Альбомы с фотографиями р спорте, маты, мячи, скакалки.
апрель
Развивать быстроту, лов-кость, выносливость. Вос-питывать чувство товари-щества, ответственности за взятые на себя обяза-тельства
«Веселые старты»
Спортивный праздник.
Мячи, кегли, обручи, кубики, модули.
Пропаганда здорового образа жизни; формирова-ние у детей устойчивого интереса к познанию о гигиене. Развитие внима-ния, быстроты, ловкости
«Азбука здоровья»
День здоровья.
Мячи, модули, кубики, обручи.
май
Оздоровление детского организма, развитие вынос-ливости, навыков само-организации. Воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи.
«Мы дружные туристы»
Поход в лес.
Мячи, скакалки.
Определить уровень разви-тия двигательных навыков.
«Физкульт – УРА!»
Диагностика.
Скакалки, мячи, обручи.
^ 5. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.Месяц
Старшая группа
Подготовительная группа
сентябрь – октябрь
Родительское собрание: «Ознакомление родителей с задачами программы, физкультурно-оздоровительной работы на новый учебный год». Анкеты для родителей.
ноябрь
Папка-передвижка «Осуществление закаливания болеющего ребенка».
Газета: «Ребенок в физкультурном зале».
День открытых дверей (показ занятий, консультации)
декабрь
Спортивный праздник с участием родителей.
январь
Папка-передвижка «Босохождение».
Папка-передвижка «Одежда и здоровье детей».
февраль
«Бравые солдаты» – спортивно-музыкальный праздник для пап.
март
Консультация
Подвижные игры на прогулке.
Подготовка детей к школе.
апрель
День открытых дверей.
Привлечение родителей к ремонту спортивного оборудования.
май
Общее родительское собрание «Об итогах работы за год». Подготовка к летней оздоровительной работе.
СХЕМА
Совместной спортивной деятельности детей и взрослых.


Утренняя гимнастика совместно с родителями.
Для того чтобы решить проблему оздоровления детей – необходимо создать доверительно-деловые контакты, атмосферу сотрудничества, которые предполагают несколько этапов:
Знакомство с родителями, установление доверительных отношений с родителями;
Ознакомление с условиями, проблемами семьи в воспитании здорового ребенка, продолжать формировать установку на сотрудничество;
Организация совместных усилий родителей и детского сада, направленных на физическое развитие детей. Причем родителям даются не только педагогические знания, но осуществляется практическая подготовка в вопросах воспитания здоровых детей.
В результате 1 и 2 этапа работы выявляется, что родители по отношению к физическому развитию ребенка, к здоровому образу жизни делятся на следующие группы:
I. Недооценка значения физического воспитания детей, не уделяют должного внимания этой проблеме. Здесь необходима кропотливая индивидуальная работа с родителями;
ІІ. Понимают и знают необходимость воспитания потребности в здоровом образе жизни, есть желание, но не хватает знаний и опыта или нет времени, т.е. загружены работой, или нет желания заниматься ребенком. Эти родители в большинстве полагаются на работу детского сада. Для этих родителей необходимо дать информацию об основах воспитания здорового ребенка, практические советы и рекомендации.
III. Знают и умеют, занимаются с детьми физическим воспитанием, стремясь воспитать здорового ребенка. В семье есть все условия для всестороннего развития ребенка. Эти родители являются опорой в работе инструктора с родителями, занимают активную позицию в жизни детского сада. Их можно использовать в работе с родителями.
Условно разделив родителей на группы, я думала, будет легче осуществлять дифференцированный подход в работе и добиться желаемого результата. Как же проявляется дифференцированный подход в совместной спортивной деятельности детей и взрослых? Для родителей 1 и 2 групп:
Предоставляю возможность сравнить уровень физического развития своего ребенка и других детей того же возраста на совместных занятиях, открытых занятиях, праздниках, развлечениях.
Родителям необходимо знать, как должны формироваться двигательные навыки у ребенка, а затем уже активно влиять на развитие физических качеств. Использую индивидуальную беседу. Она дает возможность обеспечить оптимальные условия воспитания ребенка, как в детском саду, так и дома, наметить пути оказания действенной помощи, ответить на возникшие вопросы у родителей по физическому воспитанию.
Большую пользу в работе с родителями оказывает собранная в детском саду библиотека. Предлагаю оказать родителям помощь в подготовке спортивных мероприятий, сыграть различных персонажей. Принять участие в судействе соревнований.
Родители 3 группы являются опорой в моей работе, их опыт в физическом воспитании своих детей я предлагаю для изучения и применения родителям 1 и 2 групп.
Отличительная особенность совместных физкультурных занятий детей и взрослых состоит в том, что родители являются помощниками инструктора, и каждый из них тренер своего ребенка.
^ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
ДЕТИ
РОДИТЕЛИ
Вводная часть
В вводной части вместе выполняют упражнения, танцевальные движения (ходьба, прыжки, бег)
Основная часть
Оздоровительные упражнения (ОРУ, коррекционные – выполняют вместе). При выполнении акробатических упражнений родители страхуют детей. «Дорожка препятствий» - основные движения. Совместное выполнение. Игры, эстафеты. Два варианта выполнения. 1. Совместное. 2. Родители занимаются на тренажерах, выполнение общеукрепляющих упражнений.
Заключительная часть
Совместное окончание занятия.
Элементарный туризм – одна из форм физического воспитания детей, которая обладает всеми необходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья. Это – общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность.
В нашем саду применяются пешеходные походы в лес и на водохранилище. Цель этих походов – оздоровление организма детей. Во время пешеходной прогулки приобретается навык ориентировки на местности, умение разбираться в карте-схеме маршрута. Дети знакомятся с родным краем, прививается любовь к родной природе, к земле.
Предстоящий туристический поход вызывает много положительных эмоций – ребята относятся к нему с восторженным интересом. Совместно с родителями, воспитателями, разрабатывается маршрут похода, места остановок, необходимое снаряжение. При выборе маршрута принимается во внимание возраст детей, степень физической подготовки, природные и климатические условия. В результате обсуждения составляется и рисуется схема маршрута. План движения в походе изучается по составленной карте с детьми.
Длительность похода 2-4 часа. Каждый имеет и так называемый сюрпризный момент; какое-либо неожиданное задание детям или интересную встречу (с Лесовичком, гномом, ежиком и др.). Роли сказочных персонажей исполняют родители, они же проводят подвижные игры, игры с элементами спортивного ориентирования. Походы проводятся 2-3 раза в год. В них участвуют дети старших групп. По окончании похода обсуждаем итоги с родителями и детьми. Одной из задач этого обсуждения является определение недостатков в подготовке и проведении похода, для исправления их в дальнейшем. Свои впечатления от похода дети отображают в рисунках, в выставках поделок.
Многие родители часто не могут выбрать путь, по которому ребенок будет развиваться. Опираясь на диагностику физического развития детей и стандартную анкету, предлагаю родителям определить наличие «спортивного таланта» у ребенка.
^ У РЕБЕНКА «СПОРТИВНЫЙ ТАЛАНТ» ЕСЛИ ОН:-очень энергичен и все время хочет двигаться;-смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;-почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;-неизвестно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;-физически развит и координирован в движениях лучше многих других сверстников, двигается легко, пластично, грациозно;-предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, бесцельную беготню;-кажется, что он никогда не устает;-у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает. Таким образом, каждый родитель сам может определить, на сколько его ребенок талантлив в спортивных начинаниях.
^ 6. ПЛАН ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. №
п/п
Общие задачи
Содержание
Сроки
Ответственный
1.
Создать условия, обеспечи-вающие охрану жизни и здоровья детей, предупреж-дение заболеваемости и травматизма.
-праздник «День защиты детей»,
-неделя осторожного пешехода (беседы, прогулки, развлечения),
-конкурс рисунков на асфальте «Я и физкультура».
июнь
-зам.зав.,
-инструктор по ФИЗО,
-муз. работник,
-воспитатели.
2.
Реализовать систему меро-приятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей, их нравст-венное воспитание, развитие любознательности и позна-вательной активности, фор-мирование культурно-гигие-нических навыков.
-неделя здоровья (походы, развлечения, беседы),
-«Азбука здоровья», развлечение.
июль
-воспитатели,
-родители,
-инструктор по ФИЗО,
-муз работник.
3.
Осуществить педагогическое и методическое просвещение родителей по вопросам оздоровления детей в летний период.
-«Мой участок спортивнее всех».
август
-воспитатели,
-родители,
-инструктор по ФИЗО.
^ IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Подводя итог своей работы, я хочу сделать вывод том, что разработанные и апробированные мною занятия по активному отдыху доли положительный результат. К концу учебного года у детей наблюдаются достаточно высокие результаты по ряду показателей: прыжок в длину с места, метание мяча на дальность, бег, выносливость, гибкость. При сочетании естественных сил природы с физическими упражнениями, увеличивается эффект закаливания. Благодаря этому снизилось количество простудных заболеваний, укрепилась нервная система, дети стали более уравновешенными и выносливыми. Такие занятия оказывают положительное влияние на нравственное и умственное развитие дошкольников. Более выразительной стала речь детей. В их лексиконе появились новые словарные сочетания, сравнения, эпитеты. Совместное преодоление трудностей сплачивает детей, делает их более организованными и дисциплинированными. Объединенные общей целью, они меньше ссорятся, активнее помогают друг другу.
Исследования показали, что необходимо систематически проводить развлечения, досуги, Дни здоровья. Об этом говорят и результаты диагностики:
^ СТАРШАЯ ГРУППА №6
2005—2006 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА №6
2006—2007 УЧЕБНЫЙ ГОД

Следовательно, здоровые, закаленные ребята будут успешно воспринимать учебный материал, меньше уставать на уроках в школе и не пропускать занятия из-за простудных заболеваний.
^ V. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Богина Т.Л. «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях» - мет Вавилова Е.Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, летать», М.: Просвещение, 1983г.
Вавилова Е.Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, летать», М.: Просвещение, 1983г.
Глазырина Л.Д. «Физическая культура дошкольника. Старший возраст», М.: Владос, 2000г.
Лысова В.Я., Яковлева Т.С. «Спортивные праздники и развлечения для дошкольников», М.: Аркти,2000г.
Поломес Карел «Дети на отдыхе», М.: Культура и традиции, 1995г.
Рунова М.А. «Движение день за днем. Двигательная активность – источник здоровья детей», М.: Линка-Пресс, 2007г.
Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду», М.: Линка-Пресс, 2006г.
Степаненкова Э. «Методика физического воспитания» - М.: издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005г.
Щербак П.А. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении. Влияние на саморегуляцию поведения дошкольника», М.: Владос, 1999г.
