
О позитивных сдвигах в организации детского здравоохранения и нерешенных пока проблемах, о развитии Научного центра здоровья детей РАМН рассказывает его директор, председатель исполнительного комитета Союза педиатров России, академик РАН и РАМН Александр БАРАНОВ
— Александр Александрович, известно, что 1 июня 2012 года Владимир Путин подписал Указ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы». Но пока это всего лишь декларация. Какими конкретными действиями будет наполнена стратегия, каковы механизмы ее реализации?
— Этот документ именно стратегия, а не план действий. Правительство РФ распоряжением от 15 октября 2012 г. № 1916-р утвердило план первоочередных мероприятий, правда, пока только до 2014 г. Создан Координационный совет по реализации этой стратегии под председательством Валентины Ивановны Матвиенко. В структуре совета создано несколько групп, в том числе группа по здравоохранению и здоровому образу жизни, которую я возглавил. На первом ее заседании мы рассмотрели план мероприятий, утвержденный правительством, и поняли, что должны его расширить, включив раздел «Мероприятия, предлагаемые рабочей группой». На первое место в этом разделе мы поставили принятие Закона об охране здоровья детей в РФ. Судьба этого многострадального документа до сегодняшнего дня не ясна, у него много оппонентов.
Их главный аргумент: дети — тоже граждане страны и в Законе об основах здоровья граждан в Российской Федерации, принятом в 2011 году, все права изложены. Но мы, педиатры, так не считаем. Остается очень много вопросов, которые не нашли отражения в упомянутом законе. Например, сегодня большой акцент делается на перинатальную охрану плода, а в законодательном аспекте охрана плода у нас фактически не прописана. И в связи с этим возникает много проблем, в том числе такая — считать ли плод гражданином РФ? Если «да», то у него должны быть права, в первую очередь, право на жизнь, а это напрямую касается проблемы абортов.
С другой стороны, существует целый ряд жизненно важных для детей проблем, никак в законодательстве не отраженных. Тот же закон о йодировании соли, который напрямую касается охраны здоровья детей. Он лежит «под сукном» в Госдуме РФ более 10 лет. Осталось всего две страны в мире, где не йодируют соль, — Россия и Украина. Я надеюсь, что здравый смысл восторжествует, и закон будет принят. Если отвлечься от частностей, то нам в конце концов хотелось бы получить свод законов, касающихся детского здравоохранения, в одной книжке. Чтобы не искать в сотнях и тысячах документов, что положено иметь детям в нашей стране.
— Закон об охране здоровья детей — это документ основополагающий, а какие конкретные предложения вы собираетесь внести в правительственный план по реализации стратегии?
— Рабочая группа считает необходимым расширить скрининг новорожденных с целью выявления врожденных и наследственных заболеваний. Сегодня мы определяем всего шесть таких болезней. А во многих странах скрининг проводится по 20—40 заболеваниям. Такие мероприятия особенно актуальны для детей с редкими болезнями. В обществе возникает неудовлетворенность тем, что мы в России пока не выявляем и не оказываем медицинскую помощь при ряде орфанных заболеваний, хотя на Западе уже имеются соответствующие лекарства и такая помощь оказывается.
Далее мы в этой программе все-таки предлагаем принять решение по обеспечению всех детей бесплатными лекарствами. Согласно действующей системе, лекарствами обеспечиваются только дети-инвалиды. Поскольку у детей высокий реабилитационный потенциал, лечение часто приводит к ремиссии, т.е. ребенок-инвалид становится практически здоровым. Но это не значит, что болезнь побеждена: как артритом, язвенным колитом, бронхиальной астмой и рядом других заболеваний. Нас вообще волнует проблема детской инвалидности.
Существующие в стране критерии, по которым детям назначают инвалидность, не соответствуют международным. И так же, как мы перешли на международные критерии регистрации новорожденных мы должны перейти на международные критерии регистрации детей-инвалидов. Конечно, это проблема не только моральная и социальная, но и экономическая, поскольку ребенку-инвалиду положен ряд социальных льгот. По оценкам экспертов, сейчас у нас около 505 тысяч детей-инвалидов, а в соответствии с международными критериями их число может увеличиться примерно на 250 тысяч. Решение этой проблемы потребует значительных финансовых затрат. Тем не менее мы будем выходить с этим предложением в правительство и Госдуму.
— Все эти меры касаются лечения детей, а чем вы предлагаете дополнить правительственный план мероприятий в области профилактики?
— Мне пришлось выступать на первом заседании Координационного совета, и я говорил о том, что необходимо создать специальную программу реабилитации и строить многопрофильные реабилитационные центры, поскольку мы потеряли санаторное звено в системе оказания медицинской помощи детям. Нас поддержала В.И. Матвиенко, и поитогам заседания Президент РФ подписал поручение, в котором указаны мероприятия по планированию реабилитационных центров в регионах России, причем не только для детей-инвалидов, но вообще для всех детей.
И, конечно, было еще одно предложение, его мы тоже записали в план, — расширение рационального календаря прививок, за которое бьемся столько лет! Мы, педиатры, видим, какое огромное количество детей болеют ротавирусными инфекциями — забиты все стационары. Проблему надо решать путем введения обязательных прививок против этой инфекции. То же самое — Все эти меры касаются лечения детей, а чем вы предлагаете дополнить правительственный план мероприятий в области профилактики?
— Мне пришлось выступать на первом заседании Координационного совета, и я говорил о том, что необходимо создать специальную программу реабилитации и строить многопрофильные реабилитационные центры, поскольку мы потеряли санаторное звено в системе оказания
медицинской помощи детям. Нас поддержала В.И. Матвиенко, и по итогам заседания Президент РФ подписал поручение, в котором указаны мероприятия по планированию реабилитационных центров в регионах России, причем не только для детей-инвалидов, но вообще для всех детей.
И, конечно, было еще одно предложение, его мы тоже записали в план, — расширение национального календаря прививок, за которое бьемся столько лет! Мы, педиатры, видим, какое огромное количество детей болеют ротавирусными инфекциями — забиты все стационары. Проблему надо решать путем введения обязательных прививок против этой инфекции. То же самое можно сказать о пневмококковой инфекции: во всем мире она является «киллером» № 1 среди детей до 5 лет, впрочем, как и для людей старшего возраста. И в этом случае прививка решила бы проблему. Экономически такой подход гораздо выгоднее, чем лечение огромного количества больных пневмонией.
Вот так примерно мы строим работу по реализации указа Президента РФ о Национальной стратегии по улучшению положения детей.
Хочу отметить, что за последние годы в детском звене здравоохранения потрачено более 100 млрд руб. Это, конечно, существенный прорыв в детской медицине.
— На территории Научного центра здоровья детей РАМН появился новый большой корпус.
Какую дополнительную медицинскую помощь ваши сотрудники смогут оказывать в связи с его открытием?
— Практически готов хирургический корпус. Строится новый корпус Консультативно-диагностического центра (КДЦ). К существующим 3000 кв. м этого центра добавится еще 10 000 кв. м. Наш КДС уникальный — мы ведем прием по 35 детским специальностям. Востребованность центра такова, что сотрудники вынуждены работать 7 дней в неделю в две смены. В отдельные дни, бывает, принимаем до 1000 детей. Это единственное федеральное учреждение, которое в амбулаторном режиме работает с такой интенсивностью. За 2012 год специалисты КДЦ приняли около 30 тысяч детей, планируем увеличить прием до 100 тысяч детей в год. Пациентов, которые идут к нам без направления, мы, к сожалению, обязаны обследовать на платной основе.
Что касается нового клинического корпуса, то там, прежде всего, будет расположено хирургическое отделение. У нас сейчас мало операционных залов, и врачи вынуждены оперировать в выходные дни, поскольку потребность в операциях растет. А в новых стенах будет достаточное количество операционных и большая реанимационная служба. К урологии, уроандрологии, гастроэнтерологии, ортопедии планируем добавить весь спектр хирургии новорожденных, включая кардиологию. В новом корпусе разместится 200 коек, т.е. 200 палат, в каждой из которых будут находиться ребенок с мамой. Это будет совершенно иной уровень медицинской помощи.